Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 14-23

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы видим самые разные образы действия Христа Спасителя. Иногда Он исцеляет людей без всяких вопросов и разговоров, иногда Он с ними предварительно беседует, иногда Сам выступает в роли инициатора исцеления, а иной раз и вовсе Он как будто бы не реагирует на просьбы. Не меньшее разнообразие мы видим и в простом общении с людьми. Из всех евангельских описаний действий Христа невозможно вывести какой-то единый алгоритм Его поведения. Сегодня в храмах звучит относительно короткий отрывок из 8-й главы Евангелия от Матфея, давайте послушаем его и постараемся понять, что кроется за столь странным и непредсказуемым поведением Христа Спасителя.
Глава 8.
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
Каждый стих этого отрывка — новая история. Вот Господь без всяких слов исцеляет тёщу апостола Петра, и в тот же день он изгоняет бесов из одержимых людей, попутно исцеляя больных. После этого Он повелевает ученикам отплыть на другой берег озера, и в это же время к Нему подходит книжник с выражением стремления следовать за Христом, на что Спаситель отвечает, что Он не способен предоставить Своим последователям приемлемых бытовых условий, потому что и Сам их не имеет. Вслед за книжником к Спасителю подходит ещё один человек и просит, чтобы Господь позволил ему выполнить сыновний долг — упокоить своего отца, причём эти слова следует понимать не в буквальном смысле, то есть не стоит думать, что отец умер и его необходимо срочно похоронить, нет, отец жив, и здесь речь идёт о долге детей заботиться о родителях до момента их кончины, но мы снова слышим об отказе, который звучит диссонансом с тем эпизодом, с которого начинается этот евангельский отрывок, — с исцелением тёщи апостола Петра. То есть получается, что Петру с помощью Христа можно было заботиться о своих родственниках, а безвестному ученику это сделать не было позволено. И это вызывает вопросы.
Эти вопросы связаны с нашим представлением о том, что Бог должен быть одинаково справедлив со всеми, Он должен одним и тем же образом реагировать на схожие жизненные ситуации, равным образом благотворить и наказывать, Он должен быть подобен идеально отлаженной машине.
Но Бог не таков. Бог — Личность, а потому Он взаимодействует с человека, исходя из знания наших внутренних особенностей и скрытых устремлений. Он лучше нас самих понимает, что является для нас благом, и что является для нас злом, что является наказанием, и что, напротив, поощрением. По этой причине опыт богообщения всегда чрезвычайно интимен, и его невозможно спроецировать на другого человека. Мы верим и знаем, что Бог благ, а потому все Его действия в отношении конкретного человека призваны помочь достичь блаженной вечной жизни. Но мы все очень разные, потому и действия Бога в отношении каждого из нас отнюдь не одинаковы. Не стоит от этого приходить в смущение и беспокойство, напротив, стоит радоваться присутствию в нашей жизни творческой силы Христовой, и верить, что Он способен помочь обратить ко благу даже самую непростую и по нашему представлению неразрешимую жизненную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов