Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 27-30

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Посланиях апостола Павла очень много сказано про соотношение закона Ветхого Завета и новозаветной свободы. Вполне естественно предположить, что апостол всё это писал не от себя самого, он выражал ту истину, которой был научен Христом. Но если мы откроем Евангелие, мы далеко не сразу сможем определить все те места, в которых Спаситель сказал о законе Ветхого Завета и о наступлении иной формы взаимоотношений с Богом. Одно из таких незаметных, но при этом крайне важных мест, находится в конце 11-й главы Евангелия от Матфея, этот отрывок сегодня звучит в храмах во время литургии.

Глава 11.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Как мы знаем, Евангелие разделено на стихи и на главы, но есть и ещё одно деление — на богослужебные зачала. Эти зачала никак не соотносятся и ни со стихами, ни с главами, они древнее всем известной разбивки, и понять логику их формирования сегодня удаётся далеко не всегда. Среди евангельских зачал есть те, которые читаются чаще других, и это тоже понять непросто.

Только что мы услышали одно из наиболее часто звучащих зачал, любой воцерковлённый человек знает его наизусть, и на первый взгляд кажется, что оно не вызывает каких-либо вопросов, оно выглядит совершенно понятным: тот, кому тяжело, может прийти ко Христу и обрести помощь. Эту мысль можно обыгрывать самыми разными способами, но общий смысл её сохранится, его совершенно замечательно выразил святитель Иоанн Златоуст: «Не тот или другой приходи, но приидите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; приидите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; приидите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение. Я, говорит, — упокою вас».

Но это — лишь один из возможных смыслов слов Христа.

Если посмотреть на евангельский текст глубже, то мы увидим в нём новые пласты, которые представляют немалый интерес.

Христос жил в иудейской среде и говорил на арамейском языке. В арамейском языке того времени те понятия, которые выражены в Евангелии от Матфея как «труждающиеся и обремененные», не имели отношения ни к труду, ни к заботам, ни к скорбям, ни к грехам, они обозначали людей, которые ищут спасения в тщательном исполнении закона Моисея и несут бремя этого закона. Но как бы человек не пытался, исполнить закон в полной мере невозможно, в человеке всегда будет нечто такое, что не соответствует высоте данного Моисею Богом закона. Подобное можно сказать и о любом другом зафиксированном законе: какими бы законопослушными гражданами мы ни были, мы все равно так или иначе бывает виновны против закона, мы, к примеру, далеко не всегда соблюдаем скоростной режим, за что подвергаемся административным наказаниям. Есть, конечно, те, кто умеет ездить без штрафов, но это не означает, что с точки зрения закона эти люди абсолютно безупречны. Такое положение дел — естественное свойство любого закона, потому что закон один, а люди очень разные, и попытки адаптировать закон к конкретному человеку никогда не смогут в полной мере увенчаться успехом.

Израильтяне жили под игом закона, который был для всех одинаков. Христос же предложил им взять иное иго — иго Христово. Это слово — «иго» — можно понимать как подобие деревянного ярма, которое используется для упряжки рабочего скота, скот может отличаться по своим физическим параметрам, но ярмо имеет фиксированный размер, одному животному оно впору, другому велико, а третьему мало. Подобным образом соотносится с людьми и иго закона. Но иго Христово иное, ведь Христос — Личность, а не выбитые на каменных дощечках заповеди, Он живой, Он способен понять, у Него с каждым человеком выстраиваются уникальные и неповторимые отношения, а потому Его иго — благо, оно не давит, не натирает, не приводит к отчаянию, напротив, оно утешает и обнадёживает, оно даёт ощущение близости Бога и веру в Его бесконечное милосердие.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!