Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 20-26
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нейтральная добродушная позиция зачастую кажется нам самой безопасной как в общественной жизни, так и в сфере жизни духовной. Если мы не против Евангелия, и не против Церкви, но при этом и не спешим жить так, как тому учит Евангелие, то мы, вроде бы, не делаем ничего плохого. В конце концов, мы же не боремся с Церковью и с Богом. Мы всего лишь проявляем благоразумие и осторожность. Такую позицию можно принять, если бы не одно обстоятельство: её не принимал Христос. Своё отношение к осторожности в отношении Евангелия Спаситель выразил в 11-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах.
Глава 11.
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
Как мы знаем из Евангелия, Своим родным городом Христос считал Капернаум, именно в этом городе Спаситель проповедовал больше, чем где бы то ни было ещё. При этом Евангелие ничего не говорит о каких бы то ни было притеснениях Спасителя в Капернауме, напротив, люди стекались к Нему, слушали Его, приводили, а иногда и приносили, к Нему своих больных, но дальше этого дело не шло, получив удовольствие от речей Христа и пользу от Его исцеляющей силы, жители Капернаума расходились по своим делам и продолжали жить точно так же, как жили раньше.
В других городах, которые упомянуты в этом евангельском отрывке, Христа тоже никто не гнал: Его принимали, Его слушали, но не более того. По-человечески это очень понятная позиция: у каждого из нас есть своя сложившаяся жизнь, чаще всего, она вполне нас устраивает, если и есть в ней некий дискомфорт, то мы с ним сумели примириться, и мы не чувствуем острой необходимости что-либо менять. Христос же призывал и призывает к изменению. Но зачем нам изменения, если и так всё довольно-таки неплохо? По своей сути это риторический вопрос, на который ответ появляется только тогда, когда человек начинает осознавать неполноценность своей жизни без живого общения с Богом. Так сложилось, что в Капернауме и других городах Галилеи подобных людей оказалось совсем немного, большинство же не смогло выйти из своего привычного мира даже тогда, когда они стали свидетелями множества чудес, совершённых Христом.
Это и послужило причиной печального пророчества Спасителя о судьбе упомянутых городов. Вместе с этим, Его пророчество — предостережение всем людям, суть предостережения в полной мере раскрывается последними словами нынешнего евангельского отрывка: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Мудрые и разумные никогда не рискнут променять свою налаженную предсказуемую жизнь на слово Христово с его неопределённостью, никогда не смогут в полной мере довериться Богу, они всегда будут пытаться каким-то образом подстраховаться, оставить что-то для себя, и не смогут отдать всё Богу. Для того, чтобы откликнуться на Христов призыв, нужно уподобиться младенцам в их способности к абсолютному доверию. К сожалению, сделать это крайне непросто, но опыт предшествующих поколений христиан помогает нам понять, что отклик на слово Христово и есть в высшей степени мудрое и разумное поведение.