Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 22-33
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В известном советском юмористическом фильме один из героев попытался сделать мотивирующую подборку поговорок о труде, но, как мы помним, в конечном итоге он нечаянно выдал не самую подходящую сентенцию — «работа не волк, в лес не убежит». Народная мудрость противоречива: наряду с похвалой труду она содержит в себе и совершенно противоположные высказывания. Любопытно, что в Священном Писании тоже можно найти диаметрально противоположные мысли о труде. Вполне предсказуемо, что в истории Церкви было неисчислимое множество попыток на основании Писания выработать некое единое отношение к труду, но сделать это довольно непросто. Давайте послушаем отрывок из 6-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах, в нём, среди прочего, содержатся и слова Христа о труде.
Глава 6.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Исследователи Нового Завета утверждают, что никакой иной евангельский отрывок не подвергался такой критике, как этот. О причинах критики легко догадаться: к примеру, здесь Христос предлагает обратить внимание на птиц, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», при этом утверждается, что «Отец ваш Небесный питает их». Эти слова справедливы лишь до определённого предела, после достижения которого, как выразился один из современных авторов, их с лёгкостью опровергает «любой воробей, умерший от голода».
Но это — критика человеческая, а есть и другая, более весомая, её источник — Священное Писание, в частности, литература премудрости, так, в книге Притчей Соломона есть такое высказывание: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» (Притч. 28:19), а книге Иисуса, сына Сирахова сказано так: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» (Сир. 7:15). Апостольские послания в этом смысле следуют за идеями Ветхого Завета, самое известное высказывание на тему труда принадлежит апостолу Павлу, и его слова довольно непросто соотнести с тем, что сказал Христос: «Ибо, когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10).
Ну а позднее, с 4-го по 7-й век по Рождестве Христовом Церковь столкнулась с еретиками-мессалианами, которые, среди прочего, опираясь на слова Христа, полагали, что труд недостоин христианина, христианин же должен, по их мнению, непрестанно пребывать в молитве.
Сама по себе церковная характеристика мессалианства как ереси, а также слова апостола Павла о труде дают нам понимание того, что Христову мысль о труде не стоит понимать в буквальном смысле, её надо рассматривать через то слово, которое использовал в Своей речи Спаситель, и это слово — «забота». Господь не сказал о труде, как о чём-то неподобающем, но Он сказал о приоритетах человеческой жизни. Любой труд может увлечь человека настолько, что станет самоценным, то есть трудом ради труда, о такой опасности предупреждал ещё Екклесиаст: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл. 6:7). Спаситель же призывает нас в первую очередь заботиться о душе, ко всему же прочему, в том числе и к нашему повседневному труду, Он настойчиво рекомендует относиться через перспективу пользы для души.