Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 22-33. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 22-33

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В известном советском юмористическом фильме один из героев попытался сделать мотивирующую подборку поговорок о труде, но, как мы помним, в конечном итоге он нечаянно выдал не самую подходящую сентенцию — «работа не волк, в лес не убежит». Народная мудрость противоречива: наряду с похвалой труду она содержит в себе и совершенно противоположные высказывания. Любопытно, что в Священном Писании тоже можно найти диаметрально противоположные мысли о труде. Вполне предсказуемо, что в истории Церкви было неисчислимое множество попыток на основании Писания выработать некое единое отношение к труду, но сделать это довольно непросто. Давайте послушаем отрывок из 6-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах, в нём, среди прочего, содержатся и слова Христа о труде.

Глава 6.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Исследователи Нового Завета утверждают, что никакой иной евангельский отрывок не подвергался такой критике, как этот. О причинах критики легко догадаться: к примеру, здесь Христос предлагает обратить внимание на птиц, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», при этом утверждается, что «Отец ваш Небесный питает их». Эти слова справедливы лишь до определённого предела, после достижения которого, как выразился один из современных авторов, их с лёгкостью опровергает «любой воробей, умерший от голода».

Но это — критика человеческая, а есть и другая, более весомая, её источник — Священное Писание, в частности, литература премудрости, так, в книге Притчей Соломона есть такое высказывание: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» (Притч. 28:19), а книге Иисуса, сына Сирахова сказано так: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» (Сир. 7:15). Апостольские послания в этом смысле следуют за идеями Ветхого Завета, самое известное высказывание на тему труда принадлежит апостолу Павлу, и его слова довольно непросто соотнести с тем, что сказал Христос: «Ибо, когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10).

Ну а позднее, с 4-го по 7-й век по Рождестве Христовом Церковь столкнулась с еретиками-мессалианами, которые, среди прочего, опираясь на слова Христа, полагали, что труд недостоин христианина, христианин же должен, по их мнению, непрестанно пребывать в молитве.

Сама по себе церковная характеристика мессалианства как ереси, а также слова апостола Павла о труде дают нам понимание того, что Христову мысль о труде не стоит понимать в буквальном смысле, её надо рассматривать через то слово, которое использовал в Своей речи Спаситель, и это слово — «забота». Господь не сказал о труде, как о чём-то неподобающем, но Он сказал о приоритетах человеческой жизни. Любой труд может увлечь человека настолько, что станет самоценным, то есть трудом ради труда, о такой опасности предупреждал ещё Екклесиаст: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл. 6:7). Спаситель же призывает нас в первую очередь заботиться о душе, ко всему же прочему, в том числе и к нашему повседневному труду, Он настойчиво рекомендует относиться через перспективу пользы для души.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!