Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 16-21
Что является признаком верной духовной жизни? Казалось бы, ответ прост — это какие-то особые сверхъестественные дарования. Дар пророчества, дар целительства, дар мудрости, дар слова и т.п. Если в той или иной степени приобрёл какое-то из этих качеств, радуйся. Идёшь в верном направлении. Однако тот отрывок из 10 главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах, несколько смещает акценты. Давайте послушаем.
Глава 10.
16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Вернувшись ко Христу, ученики рассказывают Ему о своих успехах во время проповеди Евангелия. Они потрясены тем, что могут изгонять бесов. Они воодушевлены и, безусловно, испытывают радость и восторг. Однако Господь предостерегает их, призывая не придавать какого-то особого значения этим дарованиям. Поэтому Он и упоминает о сатане. Он был высшим ангелом и обладал такими духовными талантами, которые ученикам и не снились. Однако всё это обернулось ему во вред. Его съела гордыня, и он лишился Царства, упал с неба со скоростью молнии. Да и в судьбе учеников повторится этот же сценарий. Несмотря на то, что они могли и врачевать, и изгонять бесов, они смалодушничали, Пётр отрёкся от Учителя, а Иуда Его предал. Получается, что духовные дарования — это ещё не главный признак подлинной духовности. Но что тогда? Господь отвечает прямо: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах, то есть радуйтесь тому, что вы рядом со Мной, вы участники Моего Царства. Казалось бы, ответ очень общий. Однако пояснением к нему является молитва Христа, которая находится в конце отрывка: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». Быть участником Царства — быть младенцем, то есть ребёнком. Вот он признак подлинной духовности. «Если не станете, как дети, — говорит Спаситель, — не войдёте в Моё Царство».
Чем так привлекателен этот образ для Христа? Ребёнок бесхитростен, искренен и прост. Он не планирует, у него нет амбиций, для него нет будущего и прошлого. У него только сейчас. И в этом настоящем он всегда находит повод для радости в себе самом. Для того, чтобы играть и веселиться, ему не нужны особые таланты, дарования или какие-то хитроумные приспособления. Ему не важно для этого знать, что о нём думают окружающие. Ему пока не хочется самоутверждаться. У него нет ещё потребности заискивать, чтобы получить одобрение окружающих и почувствовать себя значимым и важным. Ему достаточно самого себя, такого, каков он есть. И в этой своей детской непосредственности Он умеет общаться с Богом так, как не умеют взрослые. Вот к этому состоянию и призывает учеников Христос. Лишь в этом детском состоянии можно отчётливо и ясно увидеть, кто я есть в замысле Бога. Я настоящий. Я без всяких способностей, без амбиций, без пустых фантазий и предрассудков, без мирского озлобления, обид и претензий на уникальность и величие.
Взрослому человеку достичь этого состояния непросто. Ведь жизнь покрывает нашу детскую часть души слоями опыта. Мы становимся сложными. Поэтому даже в духовной жизни мы пытаемся построить хитроумную конструкцию, которая поможет нам допрыгнуть до Бога. Христос же призывает нас к обратному. Найти в себе ребёнка лет пяти-семи, который ещё просто радуется жизни в моменте. И в этой непосредственности посмотреть на мир, на людей и на самого себя. К этому призывали и святые отцы, когда говорили: «Познай себя». Это переоценка и переосмысление своего взрослого опыта в свете Евангелия. Идя этим путём, мы очищаем себя от всего сложного. Не всегда это приятно. Так мы чистим лук: снимаем слой за слоем и плачем. Но лишь так возможно приблизиться к сердцевине собственной души и открыть важную истину, которую повторял Господь: «Царство Божие никогда не покидало нас, оно всегда было у нас внутри».