Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 16-22
«Мир во зле лежит». С этими словами апостола Иоанна Богослова согласится даже тот человек, для которого Библия не авторитет. Перед верующими во Христа это ставит серьёзную проблему: как в той ситуации, когда тебя со всех сторон вынуждают на агрессию, сохранять мир и покой в душе, а вместе с тем ещё и по-человечески относиться к окружающим? Рассуждения на эту тему можно найти в отрывке из 10 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Только что прозвучавшие слова адресованы апостолам, которых Христос посылает на проповедь. Он предостерегает их, говоря, что обстановка будет такой неблагоприятной, такой враждебной, что порой они будут чувствовать себя такими же беззащитными, какими являются овцы, которых окружили волки. В этой ситуации Господь призывает их приобрести такие качества, какими обладают змея и голубь. Это весьма примечательные образы.
Змея — очень осторожное существо. Когда её бьют, она подставляет под удары своё тело, но стремится спрятать голову, самое уязвимое место. Так и апостолы должны быть рассудительны и осторожны. Они не должны без необходимости идти на конфликт. Не должны лезть на рожон, доказывая свою правоту, чтобы понапрасну не подвергать свою жизнь опасности. Они призваны помнить, что перед ними стоит задача нести Евангельскую весть по всей земле. А для этого необходимо беречь себя. И мы видим, что и Сам Христос нередко во время земной проповеди, когда Его хотели схватить и убить, при помощи Своей божественной силы избегал расправы. Он берёг Свою жизнь для определённого момента, (звучит не очень понятно, может, сразу уточнить, для какого именно момента) а потому удалялся от ненужных конфликтов.
Однажды, когда Иисуса Христа и Его учеников не приняли в одном из самарянских селений, апостолы в состоянии обиды стали просить Учителя наказать жителей: свести огонь с неба, чтобы они вразумились и ответили за своё негостеприимство. От подобного состояния мстительности и озлобленности Христос предостерегает учеников образом голубя. Во многих культурах это символ кротости и незлобия. Таким качеством должны обладать и они. Ведь когда вокруг тебя кипит злоба и неприязнь, очень легко заразиться этим состоянием. А потому апостолы должны быть не только мудры и осторожны, но и не позволять обидам завладеть своим сердцем.
Конечно, эти наставления могли вызвать у апостолов недоумение. Они могли подумать, что Господь просит от них невыполнимого. Однако Спаситель успокаивает их. Говорит, что подобное состояние — это не столько результат человеческих усилий, сколько дар Духа Святого. Только своими силами хранить мудрость и вместе с тем кротость, когда тебя окружают озлобленные люди, человеку невозможно. Для этого необходимо действие в его сердце божественной благодати.
Все эти наставления актуальны и для нас. Да, мы стараемся жить по-христиански не в такой враждебной обстановке, в какой жили апостолы. Но это не означает, что нам не следует быть внимательными и рассудительными в общении со своим окружением. Порой в ответ на чрезмерную открытость и искренность, на наше желание поделиться переживаниями о своей сокровенной жизни, о своей вере, самые глубокие раны нам могут нанести именно те, кто к нам ближе всего. Порой боль от таких ран вынуждает нас быть жёсткими, злопамятными, мстительными. У нас появляются претензии к людям. Обиды, которые отравляют нашу жизнь. А потому и нам следует, с одной стороны, стремиться к трезвой рассудительности и незлобию, а с другой, просить Бога, чтобы Он укрепил нас на этом пути благодатью Духа Святого, той силой, без которой невозможна никакая подлинная добродетель.