Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 18-23. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 18-23

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Православная вера восходит своими корнями к самим апостолам Христовым. Это подразумевает то, что тот путь, которым прошли ближайшие ученики Спасителя, призван повторить каждый, кто принадлежит к Его Церкви. Именно об этом тот отрывок из 4 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 4.

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Ремеслом, которым занимались апостолы до своего служения, была ловля рыбы. Это был тяжёлый изнурительный труд, которым они зарабатывали себе на пропитание. Надо полагать, что соответствующим был и характер учеников. Простые работяги. Люди малообразованные и, как говорится, от сохи. Люди, которые в духовной жизни разделяли многие предрассудки своих соотечественников. Они верили в Бога, старались исполнять закон Моисеев, но вместе с этим, как любой простой человек, стремились поуютней устроиться в этой жизни. Как многие правоверные иудеи того времени они связывали все свои надежды на лучшую участь с приходом Мессии. «Вот придёт избранник, — думали они, — и на земле будет Царство Божие». А в их представлении это что-то вроде сказочного мира, где они живут в идеальном обществе, в идеальном государстве, вокруг торжество справедливости и молочные реки с кисельными берегами. Утопия, одним словом. А потому надо понимать, что за Христом они пошли не только потому, что глубоко вникли в суть Его учения и не потому, что осознали, что перед ними Бог, Который сотворил этот мир. Было в этом поступке и много человеческого. Много ложных представлений и даже пустых фантазий. Не в последнюю очередь они ухватились за этот призыв как за уникальный шанс освободиться от того бремени повседневности, которое несли до этого момента. Да, безусловно, тогда, на берегу Тивериадского озера их сердец коснулась благодать, но для того, чтобы пришло ясное понимание, что такое быть на самом деле учеником Христа, нужно было очень многое пережить. Скажи им тогда Господь, через что им придётся пройти, через какие скорби, страдания, унижения и страхи, пошли бы они за Ним с таким энтузиазмом? Евангельские рассказы свидетельствуют о том, что они больше думали о земной славе, чем о кресте. И, тем не менее, Господь призывает их. Он терпит их невежество, нянчится с ними, постоянно вразумляет и учит. Иногда Он гневается на них, называя «родом неверным и развращённым», «жестокосердными», «неосмысленными и медлительными сердцем». Однако потихоньку Своими словами и действиями Он разрушает те лубочные представления о Боге, которые жили в их сознании. Он попускает им пережить грандиозные потрясения, ощутить себя покинутыми, забытыми, попускает даже трусость, предательство, отречение и малодушие. И лишь когда в результате этой турбулентности все их прежние представления окончательно рассыпаются в прах, Он даёт им Духа, Который поселяется в их сердцах и открывает им истинное знание Бога. Тогда они и становятся «ловцами человеков».

Подобным образом Господь действует и в нашей жизни. Он призывает нас в Церковь при помощи Своей благодати. Удивительным образом она соседствует в нашей душе с той массой предрассудков и заблуждений, которые сформировались у нас о Боге и Его взаимоотношениях с человеком. И, тем не менее, Господь всё терпит. Он милостиво снисходит к нашей немощи. Но снисходит не для того, чтобы мы оставались в том состоянии, в котором призваны, и укоренялись в своих заблуждениях, а для того, чтобы, как апостолов, за ручку провести по этой жизни. Провести через всякий опыт, который существенно изменит наш ум, нашу душу и даже наше тело. В том числе это опыт горький, скорбный, вплоть до невыносимо тяжкого ощущения тупика и богооставленности. «Многими скорбями предстоит вам войти в Царство Небесное», — говорит Он Своим ученикам. Всё это лишь для того, чтобы разбить наши ложные представления о Нём, о самих себе и об окружающих. Для того, чтобы каждый из нас в свою меру оказался готовым принять Его Духа и подобно апостолам свидетельствовать о Боге своим личным опытом, стать «ловцом человеков» для Царства Небесного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!