Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 23-27
Когда я слышу отрывок из Евангелия, который сегодня читается в храмах, — у меня всегда появляется улыбка. Почему? Да потому, что в этих пяти строках в точности изложена модель типичных отношений между человеком и Богом. Не верите? Тогда давайте внимательно послушаем чтение из 8-й главы Евангелия от Матфея.
Глава 8.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Что же «типичного» в том, что мы только что услышали? Один остряк как-то оригинально ответил на вопрос, как к нему относятся дети. Он сказал: они относятся ко мне, практически как к Богу. То есть — меня почти не слушают, мои просьбы толком не выполняют. Порой даже делают вид, что меня вообще не существует — особенно когда у них всё хорошо. Но стоит им попасть в какую-то беду или неприятность — тут же зовут!..
Но в Евангелии есть ещё один важный аспект — во время бури, когда учеников охватывает ужас перед неумолимой стихией, — Христос спит на корме. Ощущение того, что Бог вдруг совершенно исчез из жизни, «заснул» — всегда присутствует при любом нашем, человеческом, страхе. Собственно, страх этим и питается: а вдруг и правда мы — одни? Нас бросили? До нас никому «там», «наверху», дела нет? Ведь в масштабах Вселенной мы настолько незначительны, что близки к статистической погрешности — по сравнению даже с самыми небольшими космическими телами!
Поэтому, как только приходит какая-то значимая проблема, — мы начинаем активно «тормошить» Господа Бога, чтобы Он «проснулся»! Правильно ли это? Конечно же, да! В ситуации кризиса не беспокоит Бога только тот, кто и так не забывал про Него ни до, ни во время острой ситуации. Но для этого надо иметь достаточно крепкую, стойкую веру, чтобы сохранить доверие Ему, когда всё вокруг рушится, или, как с апостолами в лодке, волны захлёстывают через край, угрожая всё предать морской пучине.
Хорошо, когда мы в беде вспоминаем о Господе Боге и начинаем во все уши кричать: спаси нас, Господи, погибаем! Но гораздо лучше, когда для нас есть только одна, самая грозная опасность: оказаться действительно одним в лодке жизни, без Христа!
Поэтому если страх охватывает душу и она цепенеет — надо тормошить, надо молиться, надо прилагать все усилия, чтобы услышать этот благословенный упрёк — что же вы так боязливы? Но чем дольше мы готовы принимать кризисную ситуацию, не вмешиваясь в неё своим человеческим произволением — тем крепче будет наша вера: может, порой стоит позволить Господу Богу выспаться как следует — ну а со всем остальным Он Сам потом точно разберётся!..