Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 27-32
Проблемы, связанные с семьёй, — одни из самых насущных в современном обществе. И, пожалуй, главная из них — кризис в взаимоотношениях между мужем и женой. Как его пережить? Как его предотвратить? Как сохранить брак и избежать развода? Тот отрывок из 5 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах, предлагает ряд важных идей по этой теме. Давайте послушаем.
Глава 5.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Супружеские отношения как союз между мужчиной и женщиной в Священном Писании считается сакральным. Уже на первых страницах Библии мы встречаем слова Бога о том, что муж и жена — это не просто партнёры по совместному ведению хозяйства, это одно органическое целое, единая плоть. Та связь, которой они связаны друг с другом, намного глубже чем любой юридический договор. Более того, эта не только связь физиологическая, психическая или эмоциональная. Корни супружеского союза уходят намного глубже. Насколько глубже, указывают слова Христа: «что Бог соединил, человек да не разлучает». Отсюда и такая реакция Спасителя на вопрос фарисеев, можно ли разводиться с женою.
Дело в том, что закон Моисеев в целом это не запрещал. Ведь всякие ситуации случаются. Однако иудеи нередко злоупотребляли этим. Развод в их среде стал делом распространённым. Поскольку общество было патриархальным, процесс расторжения брака запускал именно мужчина. И поводы порой были смехотворны. Например, мужчине перестало нравиться, как женщина готовит еду, как она выглядит после рождения детей, его начали раздражать те или иные черты её характера. Всё это могло стать поводом для развода. Требовалось просто соблюсти формальные требования закона, написать разводное письмо, и ты опять жених. А участь разведённой женщины в ту эпоху была очень незавидна.
Поэтому для начала Господь указывает фарисеям на подлинную причину развода. Как ни крути, какие аргументы не приводи, как себя не оправдывай, но в основе желания мужчины избавиться от жены зачастую лежит похоть. Это не обязательно одержимость какой-то конкретной женщиной. Похоть — это широкое понятие. Это постоянная внутренняя неудовлетворённость и желание восполнить внутреннюю пустоту за счёт окружающих. Когда-то эту пустоту восполняла жена. Однако со временем её образ померк. Она перестала привлекать. Наскучила. Не даёт больше тех ярких эмоций, которые давала, будучи невестой. А потому мужчина отправляется искать чего-то нового, свежего, яркого на сторону. Он хочет вновь почувствовать себя живым. Поэтому Христос и начинает свой ответ о разводе словами о том, что прелюбодейство — не просто действие. Действие — это верхушка айсберга. Прелюбодейство, в первую очередь, вожделение сердца, это душевная пустота. И развод зачастую имеет в своей основе именно это состояние. Это потом начинаются разговоры о том, что не сошлись характерами, что он или она меня не понимает. Это потом говорится о том, что у каждого свой путь, своя система ценностей, что кто-то кого-то перерос, кто-то кого-то душит, манипулирует, не даёт реализоваться и т.п. Всё начинается с внутренней пустоты, которую мы стремимся заполнить всем, что попадётся под руку, в том числе и новыми отношениями. И так по кругу. И беда в том, что мы упорно не хотим в этом себе признаться. Потому что страшно. Ведь бывает совсем непонятно, что делать с этой прожорливой дырой внутри. Выход видится всегда один — надо найти что-то новое, а для этого необходимо избавиться от старого. Желательно при этом максимально оправдать себя, свалив вину на окружающих. Чтобы совесть не мучила. И касается это, конечно, не только мужчин, но и женщин.
Евангелие, а вслед за ним и вся христианская традиция, предлагает универсальное решение этой проблемы. Формула проста: Если Бог в нашей жизни будет на первом месте, то всё остальное окажется на своём. Конечно, легко сказать, трудно сделать. Но мы хотя бы должны в уме держать то, что лишь один Творец способен заполнить ту пустоту, которую не в силах заполнить ни люди, ни вещи. Лишь Он один способен принести в наши души и семьи подлинные мир и покой.