Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 20-26
Нередко верующий человек, не ощущая поддержку свыше, впадает в уныние и сомнение. Ведь Господь в Священном Писании прямо говорит о том, что любит всякого человека и всегда рядом с ним. Почему же нет этого ощущения? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 5 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Только что прозвучавший отрывок начинается со слов Спасителя, предостерегающего Своих учеников от той праведности, которой так гордились книжники и фарисеи. Формально это были люди безупречной репутации. Они тщательно исполняли закон Моисеев, который делал особый акцент на внешних правилах поведения. То есть на тех, придерживаясь которых, можно было считаться добропорядочным и благонадёжным членом общества. При этом иудеи порой совершенно игнорировали те проблемы, которые могли возникнуть в их душе. Под маской благочестия нередко скрывались лукавство, лицемерие, зависть, злоба, тщеславие и другие разрушительные страсти. Поэтому Спаситель расширяет и углубляет закон Моисея. Сказано пророком, «не убивай». Прекрасно, если эта заповедь соблюдается. Однако не стоит ограничивать её лишь физической расправой. Ведь убийство начинается с раздражения и гнева. Поэтому, если человек хочет быть действительно праведным, он должен отслеживать те движения души, которые могут привести к убийству, то есть постараться вырвать из своего сердца всякий напрасный гнев на ближнего. Иными словами, от внешнего Господь предлагает перейти к внутреннему. Мои взаимоотношения с окружающими должны быть чисты не только с точки зрения закона, но, что самое важное, прозрачны на уровне помыслов.
Степень этой прозрачности Христос демонстрирует ярким примером. Если ты пришёл в храм и хочешь принести жертву Богу, однако внезапно вспомнил, что находишься с кем-то в состоянии конфликта, даже если ты не виновен, вернись и сделай что-то, чтобы уладить этот конфликт. И лишь после этого с чистой совестью возвращайся и совершай ритуал. Тогда твоя жертва будет приятна Творцу. Ведь сердце твоё будет лёгким, а совесть чистой.
Подобное внимание к внутреннему миру принципиально важно для нашего духовного состояния. Мы часто сетуем на то, что не ощущаем присутствия Бога в своей жизни. Регулярно ходим в храм, причащаемся, исповедуемся, читаем молитвенные правила, постимся, а на душе тяжко. Не в последнюю очередь это может быть из-за того, что мы находимся в состоянии тяжбы с каким-то человеком. У нас с ним друг ко другу, если не обиды, то обоюдные претензии. И мы не спешим эту ситуацию разрешать. «Само как-нибудь уладится со временем», — думаем мы. Или другой вариант: «Что толку к нему идти, он такой человек, что это бесполезно». А потому так и ходим с грузом на сердце. Порой годами. Пытаемся допрыгнуть с этой тяжестью до неба. И всякий раз не получается. А груз всё растёт и растёт.
Поэтому прислушаемся к словам Христа. Сегодня Он ставит меня перед выбором и словно спрашивает: ты хочешь торжества справедливости или хочешь быть счастливым и наполненным благодатью? Если последнее, то иди к человеку, несмотря не на что. При этом совсем не важно, кто больше виновен. Мы прекрасно понимаем, что в свою меру каждый внёс вклад в раздор, кто-то больше, кто-то меньше. Важно, что именно я первый делаю шаг навстречу. Я иду к ближнему не ради выяснения обстоятельств, не ради того, чтобы обличить его и напомнить, какой он был нехороший и как меня обидел, а лишь для того, чтобы признать перед ним свою часть неправоты.
Да, это очень неприятная процедура. Она очень болезненная. Она требует от меня изрядной доли мужества. Ведь легче всё свалить на другого, чем честно признаться себе в том, что и я был далеко не ангел. Но доверимся словам Христа и, призвав Его себе в спутники, сделаем всё от нас зависящее для примирения. Ведь лишь так можно снять с души тот груз, который нас тяготит, и вместе с тем всё яснее и отчётливей ощутить присутствие в своей жизни нашего Спасителя и Бога.