Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 10-20
Когда современный человек, прочитав Евангелие, сталкивается с реальной жизнью церковных общин, он нередко бывает разочарован. Где тот идеал, о котором говорит Христос? Почему я не ощущаю его в собственной жизни, хотя нередко прилагаю очень много усилий, исполняя церковный устав? Возможно, ответ на этот вопрос, содержит отрывок из 18 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах. Давайте послушаем.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Важный духовный принцип демонстрирует нам этот отрывок. Грех — это не просто нарушение закона, установленного обществом. Грех — это нарушение полноценного общения. В конечном счёте — это состояние одиночества. Речь идёт не о том, что мы оказались в пустыне и вокруг на многие и многие километры ни души. Речь в первую очередь о внутренней изоляции. Когда, вроде бы, мы окружены людьми, но ощущаем себя изгоями, не в своей тарелке. Когда между мной и окружающими бездна непонимания, словно я оказался на другой планете и окружён инопланетянами. Нет между мной и человеком искреннего, сердечного общения.
У одного современного писателя есть яркий образ. По его словам, ад — это когда люди стоят спиной друг ко другу, когда мы не в силах разглядеть лиц тех, кто рядом с нами. Это пустота непонимания. Наверное, именно на это намекал Спаситель, когда говорил о тьме внешней, где будет плач и скрежет зубов. В таком состоянии находятся падшие ангелы. И это превращает их жизнь в дурную бесконечность, несмотря на те великие духовные дары, которыми они обладают. Нет любви, нет мира, вечные терзания от чувства глубокой неудовлетворённости, покинутости и тоски. Отсюда злоба, зависть и мстительность, которой они пытаются наполнить ту кровоточащую дыру, которая зияет в их чёрных душах.
Увы, но зачастую именно сам человек становится причиной подобного собственного состояния. Произошло недоразумение, кто-то сказал или сделал что-то, что ему не понравилось, и его начинают терзать обиды, подозрения, мнительность, он видит в окружающих опасность. Словно обиженный подросток он топает ножкой, закрывается в своей комнате. Родители стучат в дверь, пытаются с ним поговорить по-взрослому, объяснить ситуацию или просто подарить ему любовь, а он не хочет никого слышать и всё глубже уходит в своё состояние обиды. «Вот я уйду или, вообще, умру, и вы поймёте, кого потеряли». К серьёзному, конструктивному разговору, к изменениям, к исправлению и работе над собой такой человек не готов. Он постоянно будет фыркать и ставить условия. Так мы сами выталкиваем себя из общения с окружающими. Если не сделать усилие над собой и не выйти к людям, конец может быть печален. Для окружающих я становлюсь как «язычник и мытарь». То есть сам делаю себя чужаком. И страдаю от этого, съедаю сам себя.
Церковь — это пространство общения, в котором каждый человек связан с другими тысячами незримых ниточек. Это место, в котором в полноте действует Дух Святой. Он-то и объединяет нас в единое Тело Христово. Но секрет в том, что действует Он в нас не автоматически. Не просто потому, что мы некогда приняли Крещение, стали участниками общины и теперь тщательно соблюдаем все церковные правила. Он проявляет Себя в полную силу, когда мы делаем шаг навстречу другому, переступая через наши претензии к нему. Даже если эти претензии обоснованы. Когда мы чётко отвечаем себе на один важный вопрос: я хочу доказать свою правоту или я просто хочу быть счастливым? И если я отказываюсь от своих справедливых упрёков и обвинений и делаю усилие по направлению к другому, Дух Божий сразу же Себя проявляет. Он восстанавливает то единство, которое человек сам, сколько бы не напрягался, не может восстановить. Он сжигает в нашем сердце обиды, ревность, зависть, злобу и другие страсти. Он восполняет нас и делает нашу жизнь насыщенной, прозрачной, исполненной веры, надежды и любви.