Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 18-26
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии содержится множество свидетельств уединённых молитв Христа, но при этом Евангелие совсем немного говорит о содержании Его молитв. Одно из тех евангельских мест, благодаря которым мы можем составить представление о содержательной стороне молитвы Спасителя, — это 17-я глава Евангелия от Иоанна, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах.
18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
Даже без глубокого погружения в текст этой Христовой молитвы очевидно, что её основной мотив — единство, и очень важно, не единство идейное или же единство общих забот и общей жизни, а единство сущностное, подобное единству Бога-Отца и Бога-Сына: «да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22).
Спаситель знал, что любое человеческое общество стремится к разделению, а Евангелие показывает, что это стремление не было чуждо и апостолам. В качестве примера можно вспомнить историю из Евангелия от Марка, которая повествует о просьбе апостолов Иакова и Иоанна, обращённой ко Христу: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). Там же мы находим и реакцию других десяти апостолов: «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (Мк. 10:41). Из этой истории видно, что апостолы были, несмотря на общую жизнь, далеки от единства: некоторые искали первенства, ну а Иуда вынашивал план предательства. Позднее, после Сошествия Духа Святого на апостолов, сложности с единством никуда не делись, апостолы далеко не во всём были согласны друг с другом, у них были споры и были конфликты, впрочем, связано это не с личными амбициями, а с особенностями понимания возложенной на них миссии, а потому преодоление разделений происходило довольно легко.
В современном нам мире мы также всюду наблюдаем разделение, причём наблюдаем это в прямом смысле слова: повсюду нас встречают ограды, заборы, пропускные пункты, бронированные двери, кодовые замки и множество иных ограничителей, призванных оградить одних людей от других. Мы боимся друг друга, и в качестве страховки предпочитаем никому не доверять. Печально, что это явление проникает и в церковную жизнь. Помимо всем известных разделений между различными христианскими народами, мы стремимся к разделению и внутри своих малых приходских или же монастырских общин. И нам стоит об этом задуматься, ведь стремление к разделению не только противоречит воле Христа, выраженной в Его молитве, оно противоречит и изначальному замыслу Бога о человеке, это стремление пришло в нашу жизнь вместе с грехопадением. Уже из самого этого факта можно сделать вывод, что вернуться к первозданному состоянию можно лишь путём преодоления разделений. Иными словами, мы не можем достичь обещанного Христом блаженства в том случае, если не сумеем быть в мире и единстве с нашими близкими. Конечно, одного желания здесь недостаточно, потому что есть масса объективных факторов, которые делают единство невозможным. Нам необходима помощь свыше, Христова молитва о единстве учеников — залог того, что такая помощь будет подана каждому, кто осознает бедственность разделений и обратится с искренней просьбой к Подателю всяческого блага Богу.