Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Существует, на мой взгляд, совершенно замечательная мысль, которая говорит, что вера в человеке живёт лишь до той поры, пока она вызывает некий внутренний дискомфорт. Если же человек перестаёт чувствовать этот дискомфорт и ему начинает казаться, что он всё понимает и движется исключительно в правильном направлении, то такое ощущение — своего рода сигнал бедствия. Наверное, с этой мыслью можно поспорить. Но можно и обратить внимание на апостолов Христовых, вера которых была ищущей и деятельной. Об этом говорит и отрывок из 16-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня читается за божественной литургией.
23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
26 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:
27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.
30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
31 Иисус отвечал им: теперь веруете?
32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.
33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Этот отрывок представляет собой фрагмент прощальной беседы Христа с учениками. Сразу после завершения беседы Господь был арестован, начался суд, надругательства, Распятие и Смерть. Следующие слова Христа, которые услышали апостолы, были сказаны Им уже после Воскресения, и они были посвящены совершенно другим темам. Здесь же Спаситель сказал о том, каким образом будет строиться общение со Христом после Его ухода из мира. Христос в этой беседе не использовал притч, Он не прибегал к загадочным многозначным образам, Он говорил прямо. На прямоту Его речи обратили внимание и апостолы, которые за годы общения со Христом привыкли, что чаще всего Он выражал Свои мысли и доносит Своё учение через притчи. Прямота речи Спасителя удивила апостолов, они произнесли довольно странную, и, как кажется, несколько неуместную фразу: «Теперь видим, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшёл» (Ин. 16:30). Эта сентенция удивила и Самого Христа, Его ответом апостолам стал недоуменный вопрос: «Иисус отвечал им: теперь веруете?» Конечно, мы можем лишь гадать, с какой интонацией Господь произнёс эту фразу, впрочем, это не имеет особого значения, а вот тот факт, что за вопросом не последовало какого-либо укора со стороны Христа, напротив, значение имеет.
Отсутствие укора говорит о том, что Спаситель, несмотря на некоторое удивление, а может быть и разочарование, прекрасно понимал, что вера апостолов ещё не была полной. Да, они поверили Его слову, да, они пошли за Ним, и они были свидетелями множества чудес, но вера их не простиралась дальше веры в могущественного человека, хотя, конечно, и были эпизоды ярких прозрений, таких, как исповедание апостола Петра: «Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16). Впрочем, вслед за этим исповеданием Пётр пытался оспорить необходимость Христовых Страданий, что указывает на слабую, но ищущую веру апостола в тот момент времени.
В конце прощальной беседы Спасителя с учениками вера апостолов переходит на новый уровень, такой переход возможен только в том случае, если у человека не прекращается глубокая внутренняя работа, если идёт поиск, если человек открыт новой информации и в силах освободиться от тех представлений, которые были не вполне совершенны. Мы знаем продолжение истории: прощальная беседа — это ещё не конец, апостолов ждут новые откровения, их ждёт углубление веры, и этот процесс у апостолов не заканчивался, иногда он был радостным, иногда болезненным, а иногда и трагичным, но он был, а основа его состоит в том, что апостолы ни на секунду не останавливались в своём стремлении к познанию Бога.