Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 15-23

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

17 Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

18 Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит.

19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Совсем скоро — в ближайшее воскресенье — Церковь будет совершать празднование в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. На языке церковного календаря и в речи православных христиан этот день имеет ещё одно наименование — день Святой Троицы. Наш богослужебный круг устроен таким образом, что любому значимому празднику предшествует подготовка, так и дню Святой Троицы предшествуют особым образом подобранные отрывки из Евангелия от Иоанна. Эти отрывки повествуют о Святом Духе, о Его свойствах, Его соотнесённости с Богом-Отцом и Богом-Сыном, о том, что Дух Святой привнесёт в жизнь верующих во Христа. Один из таких отрывков звучит в храмах и сегодня — это фрагмент из 16-й главы Евангелия от Иоанна.

Основная часть этого евангельского отрывка передаёт слова Господа Иисуса Христа о Его скорых Смерти и Воскресении. Как и во многих иных евангельских местах, Христовы слова не находят понимания среди учеников, для апостолов эти высказывания звучат в высшей степени загадочно, а потому мы видим здесь их слова: «Что это говорит Он: „вскоре“? Не знаем, что говорит» (Ин. 16:18). Для нас же, как для людей знакомых с дальнейшим развитием событий, слова Христа о Его Страданиях, Смерти и Воскресении не вызывают никакой сложности, а вот начальную фразу этого евангельского чтения, напротив, понять довольно непросто, а потому именно на ней сосредотачивали своё внимание многие толкователи Евангелия от Иоанна. Напомню эти Христовы слова: «Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:15).

Из самого текста очевидно, что речь здесь идёт о тайне отношений внутри Святой Троицы, Бог-Отец нечто имеет, и это же принадлежит Богу-Сыну, а Третья Ипостась Святой Троицы — Дух Святой — что-то возьмёт у Бога-Сына и возвестит людям. Мы видим два сложных для понимания момента: во-первых, что именно имеет Бог-Отец? Во-вторых, что из этого возьмёт Дух Святой для возвещения человечеству?

Само по себе слово «возвестит» указывает нам на то, что Господь сказал апостолам не о какой-то материальной собственности Бога-Отца, тогда как, без всякого сомнения, и всё материальное по своей сути принадлежит именно Ему, а не кому-либо другому, Спаситель сказал как о находящемся в собственности Бога-Отца о чём-то таком, что можно возвестить, то есть передать как некую информацию. По совокупному мнению прославленных Церковью толкователей, речь здесь идёт о том, что относится к делу нашего спасения, а именно, о способности видеть вещи не через призму человеческой субъективности, а такими, какими они являются по своей сути. Примечательно, что Дух Святой возьмёт и возвестит не абсолютно всё, но лишь какую-то часть, на это указывает выражение «от Моего возьмёт», тогда как полнота знания была передана словами «Моё возьмёт». Из этого мы можем сделать вывод, что Дух Святой возвещает людям лишь то, что потребно для спасения во Христе, оставляя при этом в тайне то, что не относится к спасению, например, тайну творения мира или же природу Бога, их Он нам лишь приоткрывает.

История Церкви показала, что всё произошло именно так: Дух Святой после Сошествия на апостолов дал им ясное понимание того, как необходимо действовать для евангельской проповеди и для своего спасения, но при этом мы не найдём в апостольских посланиях того, что не имеет прямого отношения к достижению человеком Царства Небесного. Иногда это вызывает досаду, ведь нам свойственно стремиться к знанию и раскрывать тайны. Бог не препятствует такому стремлению, но вместе с этим через Священное Писание и откровения Духа Святого даёт понять, что умножение знания о мире не способно привести человека к его конечной цели, а вот познание Христовой истины должно быть вожделенно, потому что оно спасительно.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Совсем скоро — в ближайшее воскресенье — Церковь будет совершать празднование в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. На языке церковного календаря и в речи православных христиан этот день имеет ещё одно наименование — день Святой Троицы. Наш богослужебный круг устроен таким образом, что любому значимому празднику предшествует подготовка, так и дню Святой Троицы предшествуют особым образом подобранные отрывки из Евангелия от Иоанна. Эти отрывки повествуют о Святом Духе, о Его свойствах, Его соотнесённости с Богом-Отцом и Богом-Сыном, о том, что Дух Святой привнесёт в жизнь верующих во Христа. Один из таких отрывков звучит в храмах и сегодня — это фрагмент из 16-й главы Евангелия от Иоанна.

Основная часть этого евангельского отрывка передаёт слова Господа Иисуса Христа о Его скорых Смерти и Воскресении. Как и во многих иных евангельских местах, Христовы слова не находят понимания среди учеников, для апостолов эти высказывания звучат в высшей степени загадочно, а потому мы видим здесь их слова: «Что это говорит Он: „вскоре“? Не знаем, что говорит» (Ин. 16:18). Для нас же, как для людей знакомых с дальнейшим развитием событий, слова Христа о Его Страданиях, Смерти и Воскресении не вызывают никакой сложности, а вот начальную фразу этого евангельского чтения, напротив, понять довольно непросто, а потому именно на ней сосредотачивали своё внимание многие толкователи Евангелия от Иоанна. Напомню эти Христовы слова: «Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:15).

Из самого текста очевидно, что речь здесь идёт о тайне отношений внутри Святой Троицы, Бог-Отец нечто имеет, и это же принадлежит Богу-Сыну, а Третья Ипостась Святой Троицы — Дух Святой — что-то возьмёт у Бога-Сына и возвестит людям. Мы видим два сложных для понимания момента: во-первых, что именно имеет Бог-Отец? Во-вторых, что из этого возьмёт Дух Святой для возвещения человечеству?

Само по себе слово «возвестит» указывает нам на то, что Господь сказал апостолам не о какой-то материальной собственности Бога-Отца, тогда как, без всякого сомнения, и всё материальное по своей сути принадлежит именно Ему, а не кому-либо другому, Спаситель сказал как о находящемся в собственности Бога-Отца о чём-то таком, что можно возвестить, то есть передать как некую информацию. По совокупному мнению прославленных Церковью толкователей, речь здесь идёт о том, что относится к делу нашего спасения, а именно, о способности видеть вещи не через призму человеческой субъективности, а такими, какими они являются по своей сути. Примечательно, что Дух Святой возьмёт и возвестит не абсолютно всё, но лишь какую-то часть, на это указывает выражение «от Моего возьмёт», тогда как полнота знания была передана словами «Моё возьмёт». Из этого мы можем сделать вывод, что Дух Святой возвещает людям лишь то, что потребно для спасения во Христе, оставляя при этом в тайне то, что не относится к спасению, например, тайну творения мира или же природу Бога, их Он нам лишь приоткрывает.

История Церкви показала, что всё произошло именно так: Дух Святой после Сошествия на апостолов дал им ясное понимание того, как необходимо действовать для евангельской проповеди и для своего спасения, но при этом мы не найдём в апостольских посланиях того, что не имеет прямого отношения к достижению человеком Царства Небесного. Иногда это вызывает досаду, ведь нам свойственно стремиться к знанию и раскрывать тайны. Бог не препятствует такому стремлению, но вместе с этим через Священное Писание и откровения Духа Святого даёт понять, что умножение знания о мире не способно привести человека к его конечной цели, а вот познание Христовой истины должно быть вожделенно, потому что оно спасительно.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье,…

18.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

This website uses cookies.