Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 1-13
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Чаще всего Христос изъяснял Своё учение через притчи. Кто-то из Его слушателей был способен эти притчи понять, кто-то нет. Притчи очень удобны в качестве формы изложения христианского учения, так как они позволяют с помощью немногих слов передать глубинный смысл, который превосходит слова. В этом смысле притчи сродни поэзии, которая также позволяет выходить за пределы слов. Впрочем, Христос использовал притчи часто, но не всегда. Непосредственно перед Своими Страданиями Он всё чаще и чаще предпочитал простую речь, без каких бы то ни было многогранных образов. Сегодня в храмах звучит отрывок из 17-й главы Евангелия от Иоанна, который в библейской науке получил название «Первосвященнической молитвы», это молитва Христа к Богу-Отцу, и, конечно же, в ней абсолютно неуместен жанр притчи, поэтому его в ней и нет.
Среди прочего в Своей молитве Спаситель говорит о том, что Он сохранил всех тех, кого дал Ему Бог-Отец. Очевидно, что речь идёт в первую очередь об апостолах. И здесь же сделана очень непростая для понимания оговорка: «кроме сына погибели, да сбудется Писание». При буквальном прочтении этих слов складывается ощущение, что «сын погибели» — бывший апостол Иуда — стал своего рода «разменной монетой», что его отступление, предательство и смерть были необходимы лишь для того, чтобы сбылось предсказанное пророками в Священном Писании, в частности, слова Псалтыри: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). А ещё можно решить, что у Иуды попросту не было иного выбора, что его судьба была предрешена, и он должен был погибнуть, и это тоже должно было произойти ради того, чтобы сбылось Писание.
Вместе с этим мы знаем, что веру даёт человеку Бог, её невозможно обрести исключительно на основании собственного желания, а потому о её даровании необходимо молиться. Вместе с верой Бог даёт человеку и стойкость для жизни по вере. Жития древних мучеников очень ярко показывают, что слабые по внешним признакам люди перед лицом гонителей проявляли невероятное мужество и бесстрашие, которые в них нельзя было предположить до того момента, пока не встал выбор между Христом и продолжением земной жизни. Даже для далёкого от христианства человека стойкость этих людей была явным свидетельством того, что она имеет сверхъестественное происхождение, она — Божий дар. Так почему же кому-то этот дар подаётся, а кому-то нет? Почему Иуда оказался слаб и погиб? Неужели за этим стоит жестокость Бога?
Вполне предсказуемо, что эти вопросы занимали едва ли не всех известных толкователей Евангелия от Иоанна, большинство из которых сходятся во мнении, что дело не столько в Боге, сколько в свободе человеческой воли, которая может выбрать путь следования за Христом, а может выбрать и путь следования за тем, кого Священное Писание называет «противником», то есть диаволом. Собственно, евангельское выражение «сын погибели» указывает как раз на того, кто выбрал второй вариант, то есть выбрал не Христа, а противника. С этим, увы, ничего не в силах сделать даже и Сам Бог.