Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 1-11
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Испокон веков люди хотели увидеть Бога. Некоторые создавали для этого идолов, некоторые стремились к мистическим видениям. В отрывке из 14 главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах за богослужением, апостолы просят Христа показать им Отца, но в ответ слышат нечто совершенно неожиданное. Давайте послушаем этот отрывок.
За время земной жизни Христос многократно говорил ученикам о предстоящем для него пути, и из многих Евангельских отрывков мы знаем, что они, слушая Его, не слышали. Он родился в мир, чтобы проповедовать благую весть, умереть на кресте и воскреснуть. Ко времени разговора, который мы слышим в сегодняшнем чтении, дело проповеди подходило к концу и приближалось время крестных страданий. И хотя Спаситель говорил ученикам об этом, представить себе, что для победы над смертью Ему надо умереть, они не могли и воспринимали все Его слова во вполне земном смысле. Именно поэтому, когда Спаситель сказал им: «А куда я иду, вы знаете и путь знаете», Фома смутился, потому что перед этим Христос говорил об Отце. Пути к Отцу они не знали, да и уж тем более не могли понять, как возможно человеку к Нему пройти. Однако путь апостолов не тот же, что путь самого Христа. И Спаситель не может просто указать им путь, чтобы они пошли по нему самостоятельно. В этом смысле христианство радикальным образом отличается от всех прочих религий. Философы, пророки и проповедники древности, основатели тех или иных религий были людьми. Будучи уверенными, что они знают путь к Богу, они сообщали его людям, воспринимая себя просто как посредников и проводников. Но Христос воспринимал Себя совершенно иначе. Он не просто указывает на путь, Он Сам является этим Путём. То есть к отцу можно прийти не просто по дороге, которую Он указывает, но только через единство с Ним. Христос будто бы говорит: "Я не просто могу показать вам путь, Я есть путь... Я не просто свидетельствую об истине, но Сам есть истина — истина о Боге и о человеке... Я не просто даю советы, как жить правильно — я и есть сама жизнь. Через Христа мы приходим к Отцу, и во Христе нам открыта истина о том, кто мы и кем должны быть.
Это трудно понять, потому что мы привыкли рассматривать всё в буквальном и даже материальном смысле слова. Почему Филипп и просит у Христа, чтобы Он показал им Отца. Апостол всё ещё ищет видимого подтверждения, видимых знаков, в то время как важнее видеть дела и смыслы. Божественная природа недоступна человеческому познанию, но Христос говорит не об этом. Можно ли увидеть любовь? Физическими глазами нет. Но пребывая со Христом апостолы видели в Его жизни любовь Отца к миру, ибо Он так возлюбил мир, что послал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.