Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 39-41; Глава 10, стихи 1-9. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 9, стихи 39-41

39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 1-9

01 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

02 а входящий дверью есть пастырь овцам.

03 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

04 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

05 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

06 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

07 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

08 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

09 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Христос воскресе!

Двадцатый век внёс огромный вклад в развитие естественных наук. Прежде всего, физики. Учёные смогли проникнуть в области, которые с трудом поддаются описанию человеческим языком. Здесь физические процессы имеют настолько тонкую природу, что влияние на них оказывает даже присутствие так называемого наблюдателя. То есть в отсутствие следящего за экспериментом учёного получаются одни результаты, а при наличии исследователя — принципиально иные. К чему это я? Чтение из девятой и десятой главы Евангелия от Иоанна, которое звучит сегодня в православных храмах во время богослужения, тоже говорит нам об эффекте наблюдателя, но не человеческого, а Божественного. Давайте послушаем евангельский рассказ.

В течение веков ветхозаветные иудеи жили с верой, что они исповедуют истинного Бога, соблюдая заповеди, оставленные Господом через пророка Моисея. С этим утверждением сложно поспорить. Однако наряду с теми самыми заповедями в религиозной традиции иудаизма стали появляться традиции и обряды, имевшие исключительно человеческое происхождение. Постепенно они приобрели для некоторых представителей ветхозаветной традиции первенствующее значение. Таковыми людьми были, например, фарисеи. Их, ревнителей чистоты веры и одновременно контролёров религиозных порядков, устраивало имевшееся положение вещей. Но всё изменилось с приходом Христа.

Начавший проповедовать Господь Иисус не ставил под сомнение сложившийся корпус ветхозаветной религии. Наоборот, Спаситель постоянно подчёркивал, что пришёл не нарушить Закон, но исполнить его. Но данные слова не означали, что Христос соглашался следовать многочисленным требованиям Талмуда. Исполнение закона для Сына Божьего заключалось в стремлении вернуть людям изначальное понимание сути заповедей Моисеевых — возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя. Проповедь Христа не сводилась только к словам. Он Сам деятельно показывал, как нужно следовать сути закона.

Поступки Спасителя таким образом подсвечивали ветхозаветную традицию, что становилось ясно — что там от Бога, а что придумано законниками. Те, надо сказать, всячески сопротивлялись миссии Христа. При этом прозвучавшее чтение говорит нам, что фарисеи, на самом деле, понимали абсурдность тех или иных ритуалов, но они (ритуалы) были необходимы для контроля за общественностью. Вот почему Господь говорит фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас». Вера для противников Христа из средства достижения радости превратилась в инструмент подавления, осуждения, преследования.

Далее Христос говорит о настоящем пастырстве. Истинный пастырь веры есть Сам Спаситель. Тот, кто хочет служить Его Церкви, должен быть на Господа Иисуса похож. Что это означает на практике? Христос никогда никого не использовал для достижения целей, никого к Себе не привязывал, оставляя за людьми свободу определения. Спаситель видел в пастырстве не способ самоутверждения, а возможность открыть людям радость Царства Небесного. Потому Христос и называет Себя дверью. Таковой дверью призван стать пастырь Церкви — тем, через которого и благодаря которому, человек, переступающий порог храма, опытно ощущает, в чём состоит счастье быть христианином. Пастырство предполагает также взаимное уважение и заботу — пастыря к его прихожанам и прихожан к пастырю. Это общение должно строиться на признании права человека иметь собственное мнение, на терпеливом отношении к особенностям характера. И в целом — на желании через служение друг другу послужить Христу, нашему проводнику в Царство Небесное.

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!