Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15
Верующие христиане называют Иисуса Христа Спасителем. От чего же Он нас спас? В православной традиции есть ряд ответов на этот вопрос: от смерти, от греха, от проклятия дьявола. Всё это так. Это фундамент учения о спасении. Общая, панорамная картина. Тот отрывок из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в храмах, предлагает сосредоточиться на одном из важнейших моментов спасения человека.
Казалось бы, свидетели чуда исцеления должны были испытать удивление, радость и благодарность Богу. Однако вместо этого как на исцелённого человека, так и на Христа обрушивается волна негодования, гнева и злобы. Начинается целое расследование. В чём же причина? Дело в том, что по закону иудеев, человек не имел права в субботний день работать. Перенесение грузов — один из видов физического труда. А потому — это грубое нарушение устава. Что говорить, еврейские законники всерьёз обсуждали вопросы, может ли человек в субботу носить деревянную ногу или зубной протез. В их толкованиях в субботу запрещалось даже носить разного рода украшения, например, брошь.
Это может показаться пустой казуистикой, отцеживанием комара. Однако в своей основе рассуждения законников имеют тексты Священного Писания. Так, например, пророк Иеремия говорит вполне определённо: «Берегите души свои и не носите нош из домов ваших в день субботний и не занимайтесь никакою работою, но чтите день субботний, как Я заповедовал отцам вашим». Получается, иудеи честно старались сделать заповедь не размазанной. Старались внести в неё ясность и определённость, чтобы тщательно следовать ей в своей жизни. Иными словами, они следовали хорошо известному принципу: верный в малом и в большом будет верен.
И возникает тогда странная и непонятная ситуация. Ведь и Сам Христос не раз повторял этот принцип. Он Сам не раз говорил, что пришёл не нарушить закон, а исполнить до последней йоты. А тут словно специально нарушает его и даже призывает нарушить. Ведь Он мог просто исцелить человека и не просить его нести свою кровать. Но Он умышленно это делает. Словно провоцирует окружающих. Что же Он хочет нам показать?
Он указывает на то, во что превращается даже самая искренняя и самоотверженная верность религиозной традиции, если мы забываем, что наивысшее проявление любви к Богу — это служение окружающим. Этот принцип ясно и определённо апостол Иоанн сформулировал в своих посланиях: «кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
Прозвучавший сегодня отрывок — это яркая иллюстрация того, что бывает, когда служения ближнему нет, а свою верность Богу каким-то образом демонстрировать необходимо. В этих случаях человека начинает мучать душевная пустота. В нём поселяется беспокойство и тревога. Неудовлетворённость своей духовной жизнью. Всё это он и пытается заполнить скрупулёзным исполнением правил церковного устава, усердным участием в обряде, формальным благочестием, борьбой с инакомыслием. И получается, что вроде бы внешне он верен религиозной традиции, не придерёшься, а рядом с ним тошно и душно. Всё потому, что людей-то с их проблемами он не видит, не чувствует, не сострадает им. Да и самого себя он постоянно грызёт из-за того, что не может во всей точности исполнить правил и предписаний религиозной традиции. Такая вот мрачная вера. Болезненная химера, которая, с одной стороны, говорит о Боге, с другой, разрушает самого человека и его ближних.
От этой затхлости и духоты ложной религиозности фарисеев и книжников Христос и пришёл нас избавить. Он предлагает нам все силы своей души сосредоточить на ежедневном исполнении Его главной Евангельской заповеди — заповеди о самоотверженном служении окружающим. Тем, кто готов пойти по этому пути, Он и говорит сегодня: «встань, возьми постель твою и ходи».