Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27
Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 1-2
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Минувший XX-й век вошёл в историю не только как век невиданного ранее научно-технического прогресса, но и как век невероятно кровопролитных жестоких войн, кроме того, он памятен и теми гонениями, которые обрушились на христиан в нашей и в некоторых других странах. У гонений были свои видимые политические причины, они всем известны, но вместе с этим за ними стояло нечто значительно более серьёзное, чем политическая воля. Об истинных причинах гонений предупреждал Своих учеников Христос, одно из таких предупреждений можно найти в 15-й главе Евангелия от Иоанна. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, которые сегодня читается во время литургии.
Начиная с истории праотца Авраама в Священном Писании появляется мотив избрания Богом для определённой цели того или иного человека, а иногда даже и целого народа. Так, Авраам был избран ради того, чтобы от него произошёл великий народ, с которым у Бога будут особые отношения, существенным образом отличающиеся от отношений с другими народами: Бог напрямую давал израильтянам Закон, они должны были следовать этому закону, и Бог хранил Свой народ. При этом наличие особого Закона делало израильтян странными и непонятными в глазах окрестных народов, что неизбежно приводило к вооружённым конфликтам. Самим же израильтянам было запрещено Богом смешиваться с кем бы то ни было, они должны были держаться особняком. И это тоже порождало недоумение и конфликты. Если посмотреть на историю израильского народа со стороны, то легко увидеть, что его избранность Богом на протяжении всей библейской истории служила поводом для ненависти со стороны других племён и народностей. Из этого можно сделать очевидный вывод: особые отношения с Богом — это не только радость, но и напряжённые отношения с теми, кто по неведомым нам причинам не был избран Богом.
Эта логика не ограничивает своё действие лишь древними израильтянами, она работает и в отношении христиан, о чём и сказал Своим ученикам Господь Иисус Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).
Мир, который живёт вне какого бы то ни было божественного закона, не способен спокойно и с пониманием относиться к тем, кто живёт по вере, ведь жизнь по вере строится по принципиально иным принципам, следовательно, она непонятна, а порой и неприятна тем, кто смотрит на неё со стороны, и это неизбежно приводит к конфликту.
Христос ничего не сказал о том, каким образом можно предотвратить этот конфликт, следовательно, он неизбежен. Точно также как были неизбежны Страдания Христовы и Его Смерть на Кресте. Но Христос сказал о другом: верующий в Него не должен бояться, а должен смотреть на пример Спасителя и понимать, что если мы верим слову Христову, то мы в каждый своей мере повторяем Его путь, и этот путь, пролегающий через непонимание и неприятие со стороны мира, в конечном итоге приводит к славе воскресения со Христом для блаженной вечности.