Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 48-54
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии, как в и любой другой значимой книге, есть места, которые известны всем, и которые постоянно цитируются. В качестве примера можно вспомнить требование Христа подставить ударившему по одной щеке и другую. Фраз, ставших «крылатыми», в Евангелии очень много. Вместе с этим есть в нём и то, на что абсолютное большинство людей предпочитает не обращать внимание. Особенно много таких фраз в звучащей сегодня в храмах 6-й главе Евангелия от Иоанна. Давайте послушаем отрывок из этой главы.
В этом евангельском отрывке нет более и менее значимых слов, они все одинаково важны, и все они далеко не самые популярные не только во внешней по отношению к христианству среде, но и у самих христиан. Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что люди, называющие себя христианами, полагают, что для спасения достаточно быть хорошим человеком, то есть не нарушать базовых заповедей — не убивать, не красть, не изменять жене или мужу, помогать нуждающимся и так далее.
С одной стороны, такое воззрение вполне оправдано, так как оно имеет под собой весомое основание: слова Священного Писания. С другой — всё оказывается значительно сложнее, 6-я глава Евангелия от Иоанна вводит нас в совершенно иную плоскость: оказывается, что спасение определяется не исполнением какого-либо нравственного закона, а внушение Плоти Сына Человеческого и Его Крови.
Получается, что можно быть сколь угодно хорошим и нравственным человеком, но если не причащаться Тела и Крови Христовых, то обрести спасение — жизнь вечную — не удастся. Конечно, слова Христа вовсе не означают того, что сами по себе Его Тело и Кровь способны даровать человеку жизнь вечную, эти слова означают иное: вкушение Тела и Крови Христовых возможно лишь при условии нравственной евангельской жизни, но такую жизнь никакой человек не в состоянии вести исключительно своими силами, для такой жизни нужна помощь свыше — та помощь, которую дают Христовы Тело и Кровь. Получается своего рода замкнутый круг, разомкнуть который можно лишь верой в слово Христово.
Если обратить внимание на оригинальный греческий текст этого отрывка Евангелия от Иоанна, то мы увидим, что используемые в нём лексические конструкции исключают возможность какого-либо иного прочтения слов Христа, кроме буквального: здесь используется глагол, который имеет довольно грубый и сугубо физиологический оттенок, его можно перевести как «жевать» или даже «грызть». Именно так — буквально — понимает слова Христовы Церковь, она никогда не пыталась каким-либо образом сгладить мысль Спасителя, и всегда говорила, что эти Его слова необходимо понимать так, как они были произнесены, а потому Церковь неустанно возвещает, что центральное Таинство — это Таинство Тела и Крови Господних, к нему необходимо всеми силами стремиться, и принимать в нём участие как можно чаще, тщательно соблюдая при этом свою совесть в чистоте.