Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 40-44
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
На протяжении нескольких последних веков человечество стремится все подвергнуть критике и сомнению. Не является исключением и учение Церкви, а также её основная книга — Евангелие. Более того, критическому анализу подвергается и Сам Господь Иисус Христос, в наше время степень критического отношения к Нему такова, что, пожалуй, абсолютное большинство людей скажут, что Он — мифический персонаж либо просто человек, и не более того. Можно было бы такое отношение списать на общий критический фон нашей жизни, если бы не евангельские свидетельства того, что обычного человека в Нём видели и некоторые современники Христа. Одно из таких свидетельств мы можем найти в 6-й главе Евангелия от Иоанна, отрывок из неё сегодня читается в наших храмах.
Здесь мы видим знакомое нам из общения с нашими современниками критическое отношение ко Христу со стороны тех, кого апостол Иоанн Богослов назвал «иудеями», то есть, скорее всего, со стороны фарисеев — именно с ними Спаситель дискутировал чаще всего. Эти люди знали происхождение Иисуса, а потому вполне закономерно сомневались в том, что Он может быть тем, кто «сошёл с небес». Любопытно же в этом диалоге то, что Господь не стал их упрекать, доказывать своё божественное происхождение Он тоже не стал, в ответ Он произнёс крайне важную фразу, которая никогда не утратит своей актуальности: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44). Можно очень хотеть прийти ко Христу, то есть поверить в Него и Ему, но если не будет воли Бога-Отца, то вера станет невозможной. Можно также всеми силами стараться, чтобы кто-то поверил, основываясь на опыте Церкви и наших словах, но и здесь справедливо то же самое утверждение: это не получится, если не будет воли Бога-Отца относительно конкретного человека.
На первый взгляд может показаться, что в словах Христа звучит намёк на своего рода предопределение: Бог Сам избирает тех, кто способен поверить во Христа, и лишь их Спаситель воскресит «в последний день». Если это действительно так, то тогда теряет смысл любая христианская проповедь, но важнее всего то, что такое предопределение входит в явное противоречие со словами апостола Павла, который, конечно же, намного лучше любого из нас понимал Христа, у Павла есть такие слова о Боге: «[Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Значит, Бог хочет и того, чтобы все поверили во Христа, ведь без такой веры спасение невозможно.
Получается, что дело вовсе не в Боге, а в человеке. Есть некоторые условия, без которых невозможно обрести веру. Блаженный Феофилакт определил эти условия такими словами: «Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не всё, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним». Здесь неизбежно возникает вопрос: о каком родстве сказал блаженный Феофилакт? Ответ нам снова помогает найти апостол Павел, в своём Послании к Филиппийцам он написал, что в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе (см. Флп. 2:5), далее апостол пояснил, о чем идёт речь: о кротости, смирении и послушании Богу. Именно эти качества роднят человека со Христом и как следствие способны привести к спасительной вере во Христа. Как мы знаем из Евангелия, кротости, смирения и послушания Богу при всём их внешнем благочестии сильно недоставало оппонентам Спасителя, поэтому они и не смогли увидеть в Нем кого-то большего, чем «сына Иосифова» (см. Ин. 6:42).