Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 35-39
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Центральное христианское Таинство — Таинство Тела и Крови Христовых — невозможно в полной мере ни объяснить, ни понять. Для внешних по отношению к Церкви людей это Таинство представляет собой нечто в высшей степени странное, и их можно понять: как можно вкушать Тело и Кровь Воплощённого Бога? Для чего это надо и что это даёт? Конечно, за годы существования Церкви Христовой появились самые разные ответы на эти вопросы, все они базируются на словах Самого Христа, которые звучат в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня за богослужением предлагает нашему вниманию Церковь.
В этом отрывке Христос Сам Себя называет Хлебом жизни, в других местах Евангелия от Иоанна эта мысль будет раскрыта подробнее, но для понимания того, чем является по своей сути Таинство Тела и Крови Христовых, достаточно этих двух слов — Хлеб жизни.
Вполне очевидно, по какой причине Господь использовал именно это слово — «хлеб». В большинстве традиционных культур, в том числе и в израильской, — хлеб представляет собой основу рациона человека, без него немыслим традиционный стол, какого-либо более важного продукта попросту не существует, а потому уже самим этим словом Спаситель указывает на совершенно исключительную значимость Своих Тела и Крови для духовной жизни человека. Но есть и ещё один смысл в использовании именно этого слова: хлеб — это слаженный труд многих людей, который совершается в течении длительного времени, при этом результат человеческого труда во многом зависит от Бога, если, например, случится засуха, то не будет зерна, следовательно, не будет и хлеба. Справедливо это и в отношении Тела и Крови Христовых: Таинство евхаристии невозможно совершить вне христианской общины, но при этом само оно в первую очередь является не человеческим, а божественным актом, именно поэтому в одной из литургических молитв есть такие слова, обращённые к Господу Иисусу Христу: «Ты — приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш». То есть Спаситель Сам является тем, Кто совершает евхаристию, и Он же — евхаристическая Жертва, вместе с этим Он и Тот, Кому она приносится.
Здесь мы видим крайне важный аспект Таинства евхаристии: в нём соединяется воедино и люди, и Бог. Но такое соединение происходит не только в силу того, что Таинство евхаристии представляет собой совместное слаженное действие многих людей, увенчанное действием Божиим, но и в силу объединяющей благодати Духа Святого. Особенно ярко эта мысль выражена в словах одной из молитв литургии святителя Василия Великого: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие». Мы молимся о том, чтобы евхаристическая Чаша вернула нас то состояние, которое было утрачено после грехопадения Адама и Евы — в состояние единства друг с другом и с Богом. Такое единство и является жизнью в её истинном и высшем смысле, жизнью, которую человек утратил после своего изгнания из рая. В этом и состояла миссия Христа Спасителя, об её сути Господь сказал в том евангельском отрывке, который мы сегодня услышали: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день» (Ин. 6:39).