Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 46-54. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 46-54

46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии содержится множество описаний чудес, которые совершил Христос. Эти описания занимают, пожалуй, больше места, чем весь прочий евангельский текст. Естественно, что евангельские чудеса оказали громадное влияние на становление и развитие христианства. Оказывают они влияние и на современных христиан, многие из которых ищут подтверждения своей веры через чудо. Давайте поразмышляем о правомерности такого подхода, а в качестве основы наших размышлений возьмём рассказ о чуде исцеления Христом сына некоего царедворца, сохранённый для нас 4-й главой Евангелия от Иоанна, отрывок из которой читается сегодня за литургией в православных храмах.

Тот факт, что сын царедворца оказался совершенно здоров в тот момент, когда слова о выздоровлении мальчика произнёс Христос, нас не может удивить: мы прекрасно понимаем, что для Воплощённого Бога нет расстояний, а совершенные Им исцеления — это действие творческого Слова Божия, того самого Слова, которым сотворён весь мир, и которому вовсе не обязательно входить в физический контакт с человеком для проявления Своей творческой силы. Удивительно же в этой истории другое, а именно — первая реакция Христа на слова царедворца, она выражена в Евангелии от Иоанна такими словами: «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48). Эти слова не были обращены к отцу больного мальчика, по всей видимости, они были обращены к тем, кто находился тогда рядом со Христом, и, если апостол Иоанн Богослов счёл необходимым включить их в состав своего Евангелия, — они также обращены и ко всем тем, что кто читает эту книгу.

С Христовыми словами удивительным образом перекликаются и слова апостола Павла, написанные им в Первом послании в Коринф, в этом Послании апостол довольно жёстко упрекал коринфских христиан по причине их некоторой косности в восприятии Евангелия, среди прочего он написал, что «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1Кор. 1:22). Действительно, грекам того времени были интересны высокоинтеллектуальные дискуссии, а иудеев привлекали знамения или, иначе, чудеса. О стремлении иудеев к чудесам говорит и Евангелие, в котором евангелисты делают акцент на том, что Христа сопровождали толпы людей, и делали они это с одной лишь целью — видеть чудеса, многие же стремились и сами стать объектом чуда. При этом дальше изумления перед чудесами иудеи не шли, об этом ярко свидетельствует история Страданий Спасителя: как только Христа взяли под стражу, и Он перестал совершать какие-либо знамения, от Него отвернулись почти все.

В целом же из евангельской истории можно сделать один очевидный и незамысловатый вывод: сами по себе чудеса могут быть подспорьем в деле веры, но они не способны сделать её крепкой и непоколебимой. Именно по этой причине современная Церковь крайне осторожно относится к свидетельствам о чудесах и не пытается строить свою проповедь на рассказах о них, ведь изумление перед чудом не может стать основанием для любви к Богу, как не может стать основанием для любви к человеку его удивительные дела или же его необычайный интеллект и сверхъестественная физическая сила. Это может поразить или напугать, но любовь идёт иной дорогой. Христос же ждёт от нас не восторга, не раболепного поклонения и не изумления, Он ждёт любви, и Сам делает в ней первый шаг навстречу каждому человеку.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!