Евангелие от Матфея, Глава 27, стихи 1-56
Иудеи не могли привести в исполнение смертный приговор. Они могли собрать обвинения, осудить человека на смерть. Но казнить его можно было лишь с разрешения представителя римской власти. Ведь Иудея была оккупированной территорией. Таким представителем Рима в Иерусалиме был Понтий Пилат. К нему иудеи и приводят Христа. Перед судом прокуратора они обвиняют Иисуса в богохульстве. При этом они прекрасно понимают, что для смертного приговора по законам Римской империи этого недостаточно. При таком обвинении Пилат не будет их слушать и отправит восвояси самим разбираться со своими богословскими спорами. Кроме этого, Евангелие говорит нам о том, что Пилат знает о корысти иудеев и о том, что они предают Христа из зависти. Более того, из повествований евангелистов мы видим, что во время беседы прокуратор проникается уважением к Спасителю. В итоге он даже испытает перед Ним благоговейный трепет. Кроме всего этого, супруга Пилата упрашивает своего мужа ничего не делать Христу, так как Он праведник и Он невиновен. И прокуратор прекрасно это понимает. Но иудеи всё это предугадали. А потому помимо богохульства они обвиняют Христа в том, что Он призывает не платить налог цезарю, а также называет Себя Царём. Это уже было серьёзно. Ведь с бунтарями у Рима разговор был очень короткий. Эти обвинения были нужны на тот случай, если Пилат захочет отпустить Христа. Если бы это произошло, в Рим сразу бы полетели письма о неблагонадёжности прокуратора. Ведь Иудея с её повстанцами — итак огромная пороховая бочка в тылу империи. А тут очевидный саботаж. Отпускают на свободу явного бунтаря и революционера. А учитывая тот факт, что Понтий Пилат и так был не в почёте у своего начальства за то, что не мог уживаться с местным населением, которое его не любило и постоянно бунтовало, для прокуратора не пойти навстречу синедриону — это всё равно, что подать в отставку. А может и того хуже.
Итак, Понтий Пилат оказывается в очень сложной ситуации. Он должен или осудить на смерть невинного, святого Человека, или получить массу проблем. Пилат мечется, но в итоге выбирает казнь. При этом как чувство справедливости, так и совесть кричат ему, что он совершает скверный поступок. А потому он судорожно пытается хоть как-то помочь Христу — вспоминает обычай отпускать заключённого, а потом, когда не получается, чтобы снять с себя ответственность, умывает руки. Этим он демонстрирует, что делает всё это против воли. На этом основании в позднейших христианских преданиях стало даже появляться сочувствие к Понтию Пилату. Рассказывалось, что его жена, Клавдия Прокула, стала христианкой. В некоторых христианских общинах считали, что христианином перед смертью стал и сам Пилат, и существовали даже факты прославления его в лике святых.
В Православной традиции фигура Пилата — явно не злодейская. Однако, вместе с тем, это и не образ святого. Скорее, это человек, который стал заложником таких обстоятельств, когда единственное, что остаётся, так это сделать тщетный и бесполезный жест — умыть руки. Нередко нечто подобное происходит и с нами. Мы сами создаём предпосылки трагических жизненных ситуаций, в которых не можем принять никаких внятных решений. Везде тупик. А потому стоим порой, как буриданов осёл, между двумя стогами и не можем сделать выбор. И порой единственное, что нам остаётся, — убежать, спрятаться. Это малодушие, как правило, следствие нашей духовной инфантильности, недостаток осознанной внутренней жизни и отсутствие сердечной беседы с Богом. Лишь тому человеку, который сознательно идёт по пути исполнения Евангельских заповедей, старается каждый день воплощать эти высокие принципы в своей жизни и поддерживать непрестанный диалог с Творцом, Господь даёт и понимание, и силы сделать выбор, соответствующий Его воле. И не только сделать выбор, но и достойно нести его последствия, чего бы это нам не стоило.