Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 32-49. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 32-49

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус

37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Лука рассказывает нам о завершении земной жизни Христа Спасителя, Его унижении, позорной казни на Кресте между преступниками. Для нас очень выглядит странным то, что на казнь пришло смотреть много народа: публичность казни как сильнейшая воспитательная и устрашительная мера в те времена была всеобщей традицией. В каком-то смысле люди, привыкшие видеть смерть осуждённых, уже воспринимали саму казнь как своего рода зрелище, развлечение — как бы чудовищно это ни воспринималось нами сегодня.

Однако с Иисусом с самого начала что-то пошло не так, как обычно. Избитый до полуживого состояния, падающий от бессилия, на грани возможностей, Иисус ведёт Себя совсем не так, как привыкли наблюдать зрители. Многие понимали, что Он — не виновен, Он — лишь помеха в политических и религиозных дрязгах высшего еврейского духовенства — но, конечно же, об этом предпочитали молчать. И то, что невинный осуждённый не ропщет, не умоляет о пощаде, или, напротив, не проклинает Своих палачей — вызывало изумление. Он смиренно принимает абсолютно все издевательства и оскорбления — и только молится Своему Небесному Отцу, чтобы Он — не наказал, а простил людей за совершаемое ими немыслимое преступление.

То, что происходит дальше, — не менее впечатляюще. Вместе с Иисусом распинают настоящих злодеев, отъявленных уголовников. То, что один из них изрыгает хулы — в том числе и на Иисуса — неудивительно. А вот реакция другого заслуживает внимания: совершенно не понимая, за что Иисуса убивают так же, как и настоящих преступников, проникнувшись уважением к тому, как Иисус реагирует на всю человеческую злобу и грязь, он обращается к Нему со странной просьбой: «помянуть» в Его Царстве Христа! Понятно, что мы никогда не поймём, что именно имел в виду этот разбойник — но очевидно одно: ему, в предсмертных муках, очень хотелось, чтобы хотя бы хотя бы память о нём сохранилась у этого Невинного Страдальца. Да, он признаёт, что позорная казнь на Кресте — закономерный, правильный итог всей его жизни — и в этом исповедании открывается какая-то новая, прежде неизвестная для него самого истина: я действительно плох, очень плох, заслуживаю смерти — но как же хорошо осознавать, что Ты, Господи, хорош! Он ведь сам не понимает, ни чего просит, ни у Кого просит — ему только лишь важно установить связь с Тем, Кто невинно страдает — и от этого ему уже легче переносить крестные муки.

Пример благоразумного разбойника — очень значимое утешение для каждого из нас, особенно когда мы остро ощущаем свою нераскаянность и греховность. Да, мы далеки от праведности, во многом мы очень неправы — и нечем нам желанное прощение заслужить. Но Ты-то, Господи, благ и праведен — и пусть между нами будет хотя бы тончайшая, словно шёлкова нить, связь — быть может, именно она и не позволит отчаянию охватить душу и выведет нас из хитросплетённого лабиринта греха к свету Твоей, Господи, правды и праведности!..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!