Евангелие от Иоанна, Глава 18, стихи 28-40; Глава 19, стихи 1-37. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 18, стихи 28-40

28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?

30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.

31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого,-

32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?

35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 1-37

01 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

02 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,

03 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

04 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

05 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.

22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.

23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет,- да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Тексты Страстной Седмицы сосредоточены на Спасителе и Его подвиге. Бог воплотился и жил среди людей, но они Его отвергли. Во всей полноте враги Христа, конечно, не понимали, что делали, но всё же в зависимости от инициативы (как в случае старейшин) или власти (как в случае Пилата) они сознательно согрешили, проявляя жестокость и несправедливость. Если я не знаю точно, что передо мной яд, факт незнания не освободит меня от последствий, хотя спасти меня будет легче, чем того, кто выпил яд сознательно. Здесь то же самое. Сознательно или несознательно, они отвергли Спасителя и сами для себя затруднили путь спасения. Обычно все обращают внимание на два полюса сегодняшней истории. С одной стороны, это первосвященники, которые требуют смерти Христа, подговаривают народ и вообще всячески проявляют инициативу. С другой — сам Спаситель, который предал Себя в их руки и терпеливо сносил поношение. Но между тем есть тот, кто, понимая, что приведённый к нему Иисус Назарянин не виноват, отдаёт его на казнь. Иудеи совершенно неправы, но в своей неправоте они хотя бы искренни. Пилат же знает, что Христос невиновен, он повторяет это из раза в раз, выводя Его к народу... Более того, он понимает, что перед ним лишь часть синедриона, что их требования, с юридической точки зрения, нелегитимны. И всё же, под напором их злобы и самое главное готовности жаловаться кесарю, он боится, малодушествует и позволяет распять невинного. При этом же он прекрасно понимает, что никаких доказательств революционной деятельности Христа не существует. Просто он не хочет с этим возиться, не хочет брать ответственность и идти на риск ради торжества правды и справедливости. И в этой нравственной лени его вина, болезнь его души.

Обычно, слушая отрывки, в которых рассказывается о страданиях Господа, мы предстоим перед Его крестом в немом молчании, снова и снова вместе с Богородицей, Иоанном и всеми, кто стоял у креста, переживая те страшные события. Однако, кроме того, чтобы испытывать определённые эмоции, что само по себе естественно в такой ситуации, мы должны посмотреть на собственную жизнь и подумать, на кого из героев услышанной истории мы сами в жизни бываем похожи. Естественно, что крайние точки всегда очевидны. Явная открытая злоба и ненависть настолько очевидны, что от них любой нормальный человек отшатывается с ужасом. Но мелкое согласие с неправдой этого мира не менее опасно. Где-то нечестность, где-то малодушие или молчание вместо твёрдого голоса... Где-то теоретическое возмущение злом при практическом попустительстве и даже малодушном согласии.

Когда мы смотрим на безвинные страдания Христа, многие из нас думают, что они никогда бы не поступили так, как поступили иудеи, не смалодушничали так, как смалодушничал римский прокуратор Понтий Пилат. Что ж, кроме теоретических сожалений, перед каждым из нас есть реальный шанс хотя бы отчасти действительно не поступить так, как поступили они... и начать надо с того, чтобы не пренебрегать голосом правды, который звучит в нашем сердце.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!