Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Иова, Глава 2, стихи 1-10

01 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

02 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

03 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

04 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;

05 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя?

06 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

07 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

08 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].

09 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с праведным Иовом не заканчивается лишением его всех прежних благ — богатства, положения в обществе, семейного счастья. Как мы слышали, для сатаны — инициатора всех этих злоключений — стойкость Иова в вере и верности Богу вовсе не очевидна: теперь он предлагает поразить жесточайшей болезнью проказы всё тело Иова.

Но и на этом беды праведника не заканчиваются: будучи изгнан вне селения как прокажённый, он слышит обличения и от самого близкого человека, вместе с ним разделившего боль утраты детей — своей жены. Она призывает его «сказать некое слово Богу» — или по другим переводам — «похулить Бога» — чтобы умереть и тем самым остановить этот непрекращающийся кошмар. Интересно, как святитель Иоанн Златоуст комментирует этот эпизод: «Диавол потому и не погубил жену Иова вместе с детьми, что надеялся получить большую от неё помощь в кознях против этого святого. Он не пустил в ход этого искусно придуманного средства ни в то время, когда погибли волы, ослы, верблюды, ни тогда, когда истреблён дом, когда погублены дети... Но когда потёк источник червей, полный сильного зловония, когда рука диавола жгла его сильнее сковород, печей и всякого пламени, и когда это несчастие продолжалось значительное время, тогда он к изнурённому уже и истощённому приводит жену. Если бы она выступила в начале несчастия, она не нашла бы его столь ослабленным и не могла бы тем, что сказала, увеличить и усилить так несчастие... Подумай, как он должен был страдать после её слов... Всего хуже то, что это говорит жена, упавшая духом, изнемогшая, а потому стремившаяся привести и его в отчаяние.

Жена Иова — как и задумал диавол — должна была его окончательно «добить»: ведь она — единственное, что осталось от всей его прежней жизни! Но вместо того, чтобы стать опорой, она пытается пробудить жалость к себе. Снова и снова она убеждает Иова, что из-за его упрямства и она мучается, подталкивая тем самым хотя бы ради неё, единственной оставшейся в живых, сломиться под тяжестью обрушившихся бед.

Не просто так именно эти чтения мы слышим в церкви, когда вспоминаются последние дни земной жизни Христа. Праведный Иов, непорочный, живший чисто и свято — и при этом оказавшийся в самой гуще несчастий — прообраз Божественного Страдальца, «вземлющего грех мира» — Иисуса Христа. Как и в истории с Иовом, от которого отвернулись все друзья, и даже жена стала провокатором, — также и Христос оказался преданным, брошенным и оставленным. В момент предельного страдания, уже будучи распятым на Кресте, когда рядом с Ним раздаются проклятия и хулы со стороны разбойника — Иисус просит: «Отче, прости им, не ведают, что творят»...

Также, как Иов, Христос Спаситель не поддаётся соблазну проявить Свою Божественную силу в ответ на издёвки фарисеев — «сойди со Креста и поверим тебе!» Он проходит сквозь звучащую в ушах хулу и ненависть, как если бы её вообще не было, — ничто из дурного не цепляется за Него. И пройдя через это испытание — точно следуя праведному Иову — Он берёт ещё большую высоту, которая была под силу только Мессии: проживание состояния полной богооставленности. Если в истории с Иовом мы постоянно слышим, как Бог позволяет сатане коснуться всего, чего угодно — «только душу Иова не трогать» — на Кресте именно душа Богочеловека испытывает невыносимое для человеческой природы — предельную богооставленность. И сама смерть для Иисуса — это уже не прекращение страданий, к чему и подталкивала Иова его жена — это нечто гораздо большее: схождение в самую глубину ада, туда, где Богу и Его свету нет ни малейшего места. И погрузившись в такую смерть, Он её побеждает, обеззараживает, обезвреживает: теперь тому, кто соединён с Ним, ни смерть, ни страдания, ни утраты уже не страшны!

«Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?» — этими словами апостола Павла мне хочется завершить наши размышления. Помоги нам, Господи, на собственном опыте ощутить, как сильно меняется проживание этого «сатанинского дыхания» смерти и бед, когда мы вместе с Иовом — верим и сохраняем нашу верность!..

История с праведным Иовом не заканчивается лишением его всех прежних благ — богатства, положения в обществе, семейного счастья. Как мы слышали, для сатаны — инициатора всех этих злоключений — стойкость Иова в вере и верности Богу вовсе не очевидна: теперь он предлагает поразить жесточайшей болезнью проказы всё тело Иова.

Но и на этом беды праведника не заканчиваются: будучи изгнан вне селения как прокажённый, он слышит обличения и от самого близкого человека, вместе с ним разделившего боль утраты детей — своей жены. Она призывает его «сказать некое слово Богу» — или по другим переводам — «похулить Бога» — чтобы умереть и тем самым остановить этот непрекращающийся кошмар. Интересно, как святитель Иоанн Златоуст комментирует этот эпизод: «Диавол потому и не погубил жену Иова вместе с детьми, что надеялся получить большую от неё помощь в кознях против этого святого. Он не пустил в ход этого искусно придуманного средства ни в то время, когда погибли волы, ослы, верблюды, ни тогда, когда истреблён дом, когда погублены дети... Но когда потёк источник червей, полный сильного зловония, когда рука диавола жгла его сильнее сковород, печей и всякого пламени, и когда это несчастие продолжалось значительное время, тогда он к изнурённому уже и истощённому приводит жену. Если бы она выступила в начале несчастия, она не нашла бы его столь ослабленным и не могла бы тем, что сказала, увеличить и усилить так несчастие... Подумай, как он должен был страдать после её слов... Всего хуже то, что это говорит жена, упавшая духом, изнемогшая, а потому стремившаяся привести и его в отчаяние.

Жена Иова — как и задумал диавол — должна была его окончательно «добить»: ведь она — единственное, что осталось от всей его прежней жизни! Но вместо того, чтобы стать опорой, она пытается пробудить жалость к себе. Снова и снова она убеждает Иова, что из-за его упрямства и она мучается, подталкивая тем самым хотя бы ради неё, единственной оставшейся в живых, сломиться под тяжестью обрушившихся бед.

Не просто так именно эти чтения мы слышим в церкви, когда вспоминаются последние дни земной жизни Христа. Праведный Иов, непорочный, живший чисто и свято — и при этом оказавшийся в самой гуще несчастий — прообраз Божественного Страдальца, «вземлющего грех мира» — Иисуса Христа. Как и в истории с Иовом, от которого отвернулись все друзья, и даже жена стала провокатором, — также и Христос оказался преданным, брошенным и оставленным. В момент предельного страдания, уже будучи распятым на Кресте, когда рядом с Ним раздаются проклятия и хулы со стороны разбойника — Иисус просит: «Отче, прости им, не ведают, что творят»...

Также, как Иов, Христос Спаситель не поддаётся соблазну проявить Свою Божественную силу в ответ на издёвки фарисеев — «сойди со Креста и поверим тебе!» Он проходит сквозь звучащую в ушах хулу и ненависть, как если бы её вообще не было, — ничто из дурного не цепляется за Него. И пройдя через это испытание — точно следуя праведному Иову — Он берёт ещё большую высоту, которая была под силу только Мессии: проживание состояния полной богооставленности. Если в истории с Иовом мы постоянно слышим, как Бог позволяет сатане коснуться всего, чего угодно — «только душу Иова не трогать» — на Кресте именно душа Богочеловека испытывает невыносимое для человеческой природы — предельную богооставленность. И сама смерть для Иисуса — это уже не прекращение страданий, к чему и подталкивала Иова его жена — это нечто гораздо большее: схождение в самую глубину ада, туда, где Богу и Его свету нет ни малейшего места. И погрузившись в такую смерть, Он её побеждает, обеззараживает, обезвреживает: теперь тому, кто соединён с Ним, ни смерть, ни страдания, ни утраты уже не страшны!

«Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?» — этими словами апостола Павла мне хочется завершить наши размышления. Помоги нам, Господи, на собственном опыте ощутить, как сильно меняется проживание этого «сатанинского дыхания» смерти и бед, когда мы вместе с Иовом — верим и сохраняем нашу верность!..

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

This website uses cookies.