Книга Бытия, Глава 46, стихи 1-7
Научно-технический прогресс, плодами которого мы все пользуемся, имеет одно интересное следствие, о котором многие из нас не задумываются. Дело в том, что в прежние времена бытовая сторона жизни людей во многом оставалась неизменной. В 6-7 лет сын крестьянина переходил из рук матери в руки отца, который начинал учить его тому, что знал сам. Старший был образцом мудрости, потому что он знал, как устроен мир и открывал это младшему, передавая опыт. Однако с появлением новой техники, которой старшее поколение, в отличие от младшего овладевает с трудом, идея преемственности меняется, и молодому поколению старшее кажется безнадёжно отставшим. Причём отставшим в обобщённом виде, не разбирающимся не только в технике, но и в чувствах, в отношениях, в жизни в самом широком смысле слова. И всё же, могут ли потомки найти в опыте предков нечто такое, чему стоило бы поучиться? В сегодняшнем чтении есть одна необычная деталь, которая отчасти отвечает на этот вопрос.
Праотец Иаков, которого также называют Израиль, приходит к жертвеннику истинного Бога в место, называемое Вирсавией, и приносит там жертвы. При этом Моисей говорит, что он приносит жертвы Богу отца своего Исаака, хотя традиционная форма предполагала упоминание также и праотца Авраама. Однако дело в том, что жертвенник, к которому пришёл Иаков, построил именно его отец Исаак. По меркам жизни праотцев, Иаков практически не застал жизни Авраама, но с отцом своим Исааком прожил довольно долго. Он видел веру Исаака и знал, что у его отца есть опыт исключительного послушания и доверия Богу, ведь именно он оказался готов умереть, когда отец был готов принести его в жертву.
Теперь самому Иакову предстоит сложный выбор, и он приходит к жертвеннику своего отца, чтобы помолиться и получить от Бога благословение. Перед трудной дорогой, на которую надо ещё решиться, ему важно засвидетельствовать живую преемственность опыта веры и доверия Богу своего отца. И Господь открывается ему и благословляет его.
Нередко, рассуждая о вере, люди полагают, что её можно просто почерпнуть из книг, в виде тех истин, в которые необходимо верить. Однако вера — это не интеллектуальная убеждённость, порождённая в сознании отдельного человека и воспринятая другими. Библейская вера не выдумывалась праотцами, но была основана на откровении Бога совершенно конкретным людям, которые являли её в опыте своей жизни и передавали потомкам. Далеко не все из нас могут опереться на веру родителей, хотя бы в силу их возможного атеистического прошлого. При этом многочисленные новомученики, святители, преподобные и праведные, которые жили не только в древности, но в 19 и 20 веке, в самых разных обстоятельствах доверяли Богу на всех путях своей жизни, и мы, современные христиане, призваны быть наследниками их веры.