Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11

01 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

02 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

03 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

04 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

05 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

06 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

07 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

08 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

09 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как и очень многие иные отрывки книги пророка Исайи, этот фрагмент очевидным образом перекликается с Евангелием. Здесь мы читаем вопрос людей, обращённый к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь», а в Евангелии от Луки мы находим такие слова Господа Иисуса Христа: «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 25:27). Христос в этих Своих словах не раскрывает смысл слова «неправда», но Ему и не надо было это делать, за Него смысл «неправды» во всей полноте раскрыл пророк Исайя, с книгой которого, конечно же, были прекрасно знакомы Его непосредственные слушатели из числа иудеев.

Исайя в качестве яркого примера неправды привел такую ситуацию: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других». Из этих слов пророка становится понятным, что неправда заключается в исполнении собственной воли под прикрытием благочестивых слов и действий, тогда как Бог ждёт от человека противоположного поведения, именно к обретению возможности поступать по-другому, то есть не по своей воле, а по воле Бога, должны быть направлены наши молитвы и посты, а также все иные аскетические усилия. Но человек каким-то непостижимым образом способен исказить смысл любого божественного установления, происходит это и с постами: ограничивая себя в пище мы умудряемся не смягчать, а, напротив, ожесточать свою душу, и вместо милосердного отношения к другим, у нас проявляется та жестокость, о которой написал Исайя: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других», тогда как эффект поста должен быть совершенно иным, о чем тоже сказал пророк: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся».

Получается, что угодный Богу пост состоит не в строгом следовании уставу, а в производимом постом эффекте — в деятельном милосердии и сострадании к другим людям. Следовательно, когда мы постимся, нам стоит внимательно наблюдать за самими собой, и тщательно отслеживать происходящие в нас изменения, если они склоняются в сторону гордости, злобы и презрения, то это явное свидетельство того, что пост идёт не так, значит, необходимо пересмотреть своё к нему отношение, и, конечно же, такой пересмотр вовсе не означает ослабления поста, возможно, что нам, напротив, необходимо сделать его строже с усилением молитв и созерцательного чтения Священного Писания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!