Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11
Как и очень многие иные отрывки книги пророка Исайи, этот фрагмент очевидным образом перекликается с Евангелием. Здесь мы читаем вопрос людей, обращённый к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь», а в Евангелии от Луки мы находим такие слова Господа Иисуса Христа: «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 25:27). Христос в этих Своих словах не раскрывает смысл слова «неправда», но Ему и не надо было это делать, за Него смысл «неправды» во всей полноте раскрыл пророк Исайя, с книгой которого, конечно же, были прекрасно знакомы Его непосредственные слушатели из числа иудеев.
Исайя в качестве яркого примера неправды привел такую ситуацию: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других». Из этих слов пророка становится понятным, что неправда заключается в исполнении собственной воли под прикрытием благочестивых слов и действий, тогда как Бог ждёт от человека противоположного поведения, именно к обретению возможности поступать по-другому, то есть не по своей воле, а по воле Бога, должны быть направлены наши молитвы и посты, а также все иные аскетические усилия. Но человек каким-то непостижимым образом способен исказить смысл любого божественного установления, происходит это и с постами: ограничивая себя в пище мы умудряемся не смягчать, а, напротив, ожесточать свою душу, и вместо милосердного отношения к другим, у нас проявляется та жестокость, о которой написал Исайя: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других», тогда как эффект поста должен быть совершенно иным, о чем тоже сказал пророк: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся».
Получается, что угодный Богу пост состоит не в строгом следовании уставу, а в производимом постом эффекте — в деятельном милосердии и сострадании к другим людям. Следовательно, когда мы постимся, нам стоит внимательно наблюдать за самими собой, и тщательно отслеживать происходящие в нас изменения, если они склоняются в сторону гордости, злобы и презрения, то это явное свидетельство того, что пост идёт не так, значит, необходимо пересмотреть своё к нему отношение, и, конечно же, такой пересмотр вовсе не означает ослабления поста, возможно, что нам, напротив, необходимо сделать его строже с усилением молитв и созерцательного чтения Священного Писания.