Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33
17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].
31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 1-17
01 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
02 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
03 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.
04 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
05 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
06 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]
07 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.
08 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
09 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Однажды мне встретилась история про священника, который всякий раз на проповеди произносил одни и те же слова назидания, никак их не изменяя и не добавляя ничего нового. Когда же прихожане устали слушать одно и тоже, они попросили его объяснить столь необычное поведение, он ответил приблизительно следующее: «А какой смысл говорить что-то новое, если никто из вас пока что не исполнил то, что я непрестанно повторяю?» В самом деле, нам хочется постоянно слышать и узнавать нечто новое, это интересно и увлекательно, но какой в этом смысл, если услышанные слова не меняют нашу жизнь?
Книга Притчей Соломона в некоторых своих фрагментах очень похожа на проповеди того священника: она повторяет одни и те же мысли. Можно, конечно, сказать, что книга Притчей неоднородна, что она имеет несколько слоёв, и что у неё далеко не один автор, а потому она неизбежно содержит в себе повторы. С точки зрения библейской науки это будет вполне корректным заявлением, но мы верим в богодухновенность Священного Писания, следовательно, авторы книг, время создания и количество наслоений в тексте для нас не имеют определяющего значения, мы воспринимаем текст таким, каков он есть, и исходя из этого пытаемся делать необходимые для нашего спасения выводы.
Из книги Притчей можно сделать вывод о том, что существует два пути: путь человека разумного и путь глупца. Да, последнее слово звучит не вполне политкорректно и даже оскорбительно, но книга Притчей не вкладывает в это слово ничего обидного, так она обозначает человека, который не хочет учиться, не хочет не потому, что не может, а потому, что у него нет такого желания, он и без этого считает себя всё знающим и всё понимающим. Книга Притчей утверждает, что различие между мудрецом и глупцом состоит не в разнице интеллектуальных дарований, а в умении слушать наставления и их исполнять, об этом сказано в самом начале книги Притчей: «Глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).
Нынешний отрывок продолжает и раскрывает ту же самую мысль, и говорит о том, что само по себе количество знаний не способно к чему-либо привести: «Разум для имеющих его — источник жизни, а учёность глупых — глупость» (Притч. 16:22). А это означает призыв к тому, чтобы не только накапливать теоретические знания, но и использовать их в своей повседневной жизни, конечно же, в первую очередь — знания о Боге и Его воле, и чем чаще мы слышим повторение мыслей Священного Писания, тем лучше, тем больше вероятность того, что от простого усвоения информации мы перейдём к необходимым для благой вечности действиям.