Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:

28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Города Содом и Гоморра — это крупные торговые и культурные центры древнего мира. Находились они в районе южной оконечности современного Мёртвого моря. В одном из этих городов жил Лот, племянник Авраама. Жители полисов были очень грешны. Грешны до такой степени, что земля вопила об их преступлениях и этот вопль доходит до неба. Писание говорит, что по этой причине Бог принимает решение лично убедиться, так ли всё обстоит на самом деле или нет: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Как понимать эти слова? Неужели для того, чтобы убедиться в греховности людей, Бог вынужден Сам лично, физически зайти в каждый дом и стать в буквальном смысле свидетелем преступлений? А как же учение о том, что Господь всё знает, всё собой наполняет, везде присутствует? Что для Него нет препятствий ни в виде времени, ни в виде пространства? Что Он знает даже самые тайные помышления человеческого сердца, о которых и сам человек не догадывается? Эти вопросы снимаются очень легко, если принять во внимание важную особенность библейского текста. Зачастую о духовных реалиях он говорит при помощи метафор. Перед нами одна из них, она называется антропоморфизм. Антропоморфизм — это такое выражение, когда Бог изображается как человек. Например, говорится, что Господь славный воин, что Он передвигается в пространстве, будто у Него есть тело. Особый род антропоморфизмов по-человечески описывает чувства Бога: Он гневается, раскаивается, сожалеет, забывает, вспоминает и т.п. Так автору Библии легче донести до читателя какие-то высокие богословские идеи. Он заворачивает их в привычные для всех нас образы. Вот и сегодня в тексте используется точно такой литературный приём. Бог идёт посмотреть на грехи людей, будто не видит их и хочет рассмотреть поближе, так ли всё то, о чём говорят слухи. Подобное выражение встречается ещё в одном месте Писания. Когда говорится о строительстве Вавилонской башни. Эта затея была противна Богу. Мотивы строителей были богоборческие. А потому говорится: «И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие». В этих словах содержится намёк на то, что греховное намерение человека так ничтожно в очах Божиих, что Он вынужден сойти, чтобы посмотреть на результат их работы.

Из всего этого можно сделать для себя важный и полезный вывод: Бог не видит нас, когда мы грешим. Не в том смысле, что Он перестаёт знать о нашем существовании, забывает о нас или мы физически исчезаем из Его поля зрения. Нет. Для него всё и вся, как на ладони всегда. Перестаёт видеть в том смысле, что словно теряет с нами всякий контакт. Причём самое печальное, что инициатива исходит именно от нас. Именно мы отворачиваем глаза от Бога. А потому Он и не видит нас. Не видит, следовательно, не может заботится о нас в полной мере. Ведь мы сами этому сопротивляемся. Сопротивляемся потому, что наше сердце отягощено грехом. Нам дискомфортно держать его открытым для людей и Творца. В итоге мы и становимся невидимками, жалкой тенью, подобием самих себя настоящих. Поэтому о праведниках в Библии нередко говорится, что они ходили перед Богом. То есть Бог словно постоянно их видел. Видел, что творится у них на сердце. Оно было чистое, и праведнику нечего было скрывать и прятать ни от себя, ни от людей, ни от Творца. Праведники постоянно ходили в свете Божественного присутствия, к чему и нас постоянно призывает Господь и Его Церковь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!