Книга Бытия, Глава 15, стихи 1-15. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 15, стихи 1-15

01 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.

02 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

03 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

04 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

05 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

06 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

07 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.

08 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

09 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.

11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.

12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,

14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом,

15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Ветхий Завет — это та часть Священного Писания, которая появилась до пришествия в мир Иисуса Христа. Тем не менее в христианской традиции принято читать эти древние книги через призму Евангельского откровения. Если посмотреть на только что прозвучавшую историю под этим углом, то многое из того, о чём в ней говорится, можно понимать не только в прямом буквально-историческом, но и в более глубоком богословском смысле.

Итак, Бог является Аврааму ночью в видении, чтобы пообещать ему наследника. Для патриарха это важный момент. Ведь именно в наследнике он видит смысл своего существования. Он пришёл в Палестину, подчиняясь призыву Бога, именно для того, чтобы его потомки заселили эту землю. Нет сына, нет потомков. Нет потомков, не исполнил своё предназначение, не было смысла в твоей жизни. А потому именно обещание сына — основное содержание разговора.

Диалог между Богом и патриархом скрепляется заключением завета. Для этого Авраам совершает обряд: рассекает животных пополам и кладёт одну половину напротив другой. После этого Бог проходит между рассечёнными животными под видом дыма и огня. Подобный обряд действительно практиковался на Древнем Востоке при скреплении клятвы. Стороны закалывали животных, сливали их кровь, а затем рассекали их. После проходили между этими частями. Такими действиями клянущиеся стороны свидетельствовали, что они становятся единым целым, готовы пролить кровь друг за друга, и в случае нарушения завета понести наказание от Бога, подобное рассечению животного. Интересно, что и само слово «завет», по-еврейски «берит», происходит от глагола «резать, рассекать, разрубать», что указывает на его связь с этим обрядом.

А теперь важный момент, в котором содержится ключ к описанной ситуации. Авраам в ожидании Бога находится на месте жертвоприношения до вечера. «При захождении солнца, — как говорит Писание, — крепкий сон напал на Аврама». Речь идёт не об обыкновенном сне. Об этом свидетельствует еврейское слово «тардема» и его греческий аналог «экстасис», который русский переводчик переводит как «сон». Это слово уже встречалось в Писании, когда рассказывалось о творении Евы в раю. Тардема — это сон Адама, особое сверхъестественное состояние, в котором находился первый человек во время творения жены.

Так услышанный нами эпизод из истории Авраама словно повторяет историю первого человека. Как Адам томился от того, что у него нет помощника, подобного ему, так Авраам томится от того, что у него нет наследника. Оба не могут в таком состоянии ощутить себя полноценными исполнителями воли Божией. Как Адама Бог погружает в сон для того, чтобы сотворить жену, так и Авраам погружается в сон, когда Бог заключает с ним договор о рождении наследника. Как Адам получает повеление плодиться, размножаться и заселять землю, так земля Обетованная обещается и потомству Авраама. Наконец, как от Адама появляется Ева, мать всех живущих на земле, так и от сына Авраама Исаака происходит еврейский народ, в котором в итоге рождается Христос. Как праматерь всех живущих, Он даёт всему человечеству новую жизнь через веру в Себя и те таинства, которые открываются всем верующим в Его Святой Церкви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!