Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35, Глава 15, стихи 1-4. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35

27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов.

35 Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4

01 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

02 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

03 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

04 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Притчей Соломона полна довольно неожиданных сентенций. К таковым можно отнести и мысль о том, что тот, кто притесняет бедного, — хулит Творца, а почитающий Бога — «благотворит нуждающемуся». Со второй частью этого стиха книги Притчей всё довольно просто: Бог в качестве одной из Своих заповедей повелел нам не уклоняться от помощи нуждающимся, более того, Христос Спаситель прямо сказал, что такая помощь — залог благополучной вечности, достаточно вспомнить отрывок из 25-й главы Евангелия от Матфея, в котором сказано, что унаследуют Царство, «уготованное от создания мира» (см. Мф. 25:34–36) лишь те, кто принимал активное участие в помощи жаждущим, голодным, больным и вообще был готов к самоограничению ради милосердия.

Но каким образом тот, кто не проявляется милосердия и притесняет бедного, хулит Творца? Причём здесь вообще хула, ведь такие люди, в большинстве своём, и вовсе никак не соотносят себя с Богом, а если и соотносят, то крайне маловероятно, чтобы они произносили какую-то хулу на Бога? Книга Притчей не делает никакого различия в этом вопросе между теми, кто почитает Бога, и кто далёк от Него, точно также не делает различия и Сам Христос в Евангелии от Матфея, с точки зрения этих священных для христиан текстов не имеет никакого значения образ личных взаимоотношений человека с Богом, значение имеет лишь то, осуществляет ли человек какое-либо служение милосердия или нет. Впрочем, вопрос сохраняется: каким образом отсутствие милосердия оказывается в конечном итоге хулой на Бога?

Ответ лежит в понимании того, что успехи человека в той или иной сфере лишь отчасти зависят от самого человека, по большей же мере — от Бога, при этом нам не дано знать, почему один человек успешен и окружён уважением, а другой, напротив, беден, одинок и несчастен. Но из Евангелия мы достоверно знаем другое — в таком положении дел сокрыт невыразимый и непостижимый промысл Божий, эта мысль прекрасна выражена в Христовой притче о богаче и Лазаре из 16-й главы Евангелия от Луки, в притче Господь Иисус Христос ничего не сказал об источнике благосостояния богатого человека и никак не упомянул причины бедственного положения Лазаря, Христос сделал акцент на ином: на том, что так устроил Бог, и Лазарь вовсе не виноват в своей бедности, как мы помним, в конечном итоге он оказался на «лоне Авраамовом» (см. Лк. 16:20), то есть достиг райского блаженства, чего, конечно же, не произошло бы в том случае, если бы он при жизни был бы грешником, а его бедность была следствием его грехов.

Из Христовой притчи о богаче и Лазаре можно сделать вывод о том, что бедность вовсе не является показателем того, что человек не угоден Богу, более того, само по себе существование нуждающихся указывает на определённое волеизъявление Бога, которое даёт людям возможность проявить себя через дела милосердия и тем самым уподобиться Богу. Ну а тот, кто этого не осознаёт, кто в помрачении своего ума полагает, что бедность указывает на греховность, и по этой причине отказывает в помощи, тот восстаёт против Бога, и это — та самая хула, о которой повествует книга Притчей, хула не словами, а действиями.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!