Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 25, стихи 1-9

01 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.

02 Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.

03 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя,

04 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.

05 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.

06 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;

07 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.

08 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.

09 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

На первый взгляд может показаться, что этот отрывок книги Исайи посвящён одной из военных побед избранного Богом народа над его врагами: пророк благодарит Бога за совершённые Им дивные дела, упоминает некий город, который был превращён в груду камней, и крепость, ставшую развалиной, благодарит и за то, что «иноплеменников уже не стало в городе», и что разрушенный город никогда не будет восстановлен. В своём благодарении Исайя упоминает также укрощение врагов и подавление притеснителей. Вроде бы всё очевидно и однозначно: пророк говорит о военной победе.

Но дальше начинается нечто странное — речь Исайи переходит к пиру на некоей горе с уничтожением в ходе этого пира таинственного покрывала, покрывающего все народы. Здесь нам становится ясно: благодарение Исайи Бога связано не с победой одного народа над другими, а с чем-то значительно большим, с тем, что имеет отношение не только к израильскому народу, а вообще ко всему человечеству. Если мы знаем новозаветную историю, то слова Исайи приобретают вполне очевидный смысл: пророк говорит о том, что произойдёт на Голгофе, правда, не вполне очевиден конкретный смысл слов Исайи. Под «покрывалом, покрывающим все народы» можно понимать очень многое, к примеру, и неспособность видеть истину, и довлеющий над каждым человеком грех, и наши страхи, и саму смерть — именно об истреблении смерти прямо говорит и сам пророк: «Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25:8).

Различные авторитетные толкователи неодинаково трактовали слова пророка, но все они были едины в том, что Исайя имеет в виду качественную перемену, которая произойдёт после Христова Воскресения, и, конечно, совершённое Христом Спасителем истребление смерти подразумевает предварительное познание истины так, как о том сказал Сам Христос: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 31–32). Слова Исайи осуществились, а потому мы можем присоединиться к его ликующим словам, которыми завершается нынешний отрывок: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).

На первый взгляд может показаться, что этот отрывок книги Исайи посвящён одной из военных побед избранного Богом народа над его врагами: пророк благодарит Бога за совершённые Им дивные дела, упоминает некий город, который был превращён в груду камней, и крепость, ставшую развалиной, благодарит и за то, что «иноплеменников уже не стало в городе», и что разрушенный город никогда не будет восстановлен. В своём благодарении Исайя упоминает также укрощение врагов и подавление притеснителей. Вроде бы всё очевидно и однозначно: пророк говорит о военной победе.

Но дальше начинается нечто странное — речь Исайи переходит к пиру на некоей горе с уничтожением в ходе этого пира таинственного покрывала, покрывающего все народы. Здесь нам становится ясно: благодарение Исайи Бога связано не с победой одного народа над другими, а с чем-то значительно большим, с тем, что имеет отношение не только к израильскому народу, а вообще ко всему человечеству. Если мы знаем новозаветную историю, то слова Исайи приобретают вполне очевидный смысл: пророк говорит о том, что произойдёт на Голгофе, правда, не вполне очевиден конкретный смысл слов Исайи. Под «покрывалом, покрывающим все народы» можно понимать очень многое, к примеру, и неспособность видеть истину, и довлеющий над каждым человеком грех, и наши страхи, и саму смерть — именно об истреблении смерти прямо говорит и сам пророк: «Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25:8).

Различные авторитетные толкователи неодинаково трактовали слова пророка, но все они были едины в том, что Исайя имеет в виду качественную перемену, которая произойдёт после Христова Воскресения, и, конечно, совершённое Христом Спасителем истребление смерти подразумевает предварительное познание истины так, как о том сказал Сам Христос: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 31–32). Слова Исайи осуществились, а потому мы можем присоединиться к его ликующим словам, которыми завершается нынешний отрывок: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

This website uses cookies.