Книга пророка Исайи, Глава 25, стихи 1-9
На первый взгляд может показаться, что этот отрывок книги Исайи посвящён одной из военных побед избранного Богом народа над его врагами: пророк благодарит Бога за совершённые Им дивные дела, упоминает некий город, который был превращён в груду камней, и крепость, ставшую развалиной, благодарит и за то, что «иноплеменников уже не стало в городе», и что разрушенный город никогда не будет восстановлен. В своём благодарении Исайя упоминает также укрощение врагов и подавление притеснителей. Вроде бы всё очевидно и однозначно: пророк говорит о военной победе.
Но дальше начинается нечто странное — речь Исайи переходит к пиру на некоей горе с уничтожением в ходе этого пира таинственного покрывала, покрывающего все народы. Здесь нам становится ясно: благодарение Исайи Бога связано не с победой одного народа над другими, а с чем-то значительно большим, с тем, что имеет отношение не только к израильскому народу, а вообще ко всему человечеству. Если мы знаем новозаветную историю, то слова Исайи приобретают вполне очевидный смысл: пророк говорит о том, что произойдёт на Голгофе, правда, не вполне очевиден конкретный смысл слов Исайи. Под «покрывалом, покрывающим все народы» можно понимать очень многое, к примеру, и неспособность видеть истину, и довлеющий над каждым человеком грех, и наши страхи, и саму смерть — именно об истреблении смерти прямо говорит и сам пророк: «Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25:8).
Различные авторитетные толкователи неодинаково трактовали слова пророка, но все они были едины в том, что Исайя имеет в виду качественную перемену, которая произойдёт после Христова Воскресения, и, конечно, совершённое Христом Спасителем истребление смерти подразумевает предварительное познание истины так, как о том сказал Сам Христос: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 31–32). Слова Исайи осуществились, а потому мы можем присоединиться к его ликующим словам, которыми завершается нынешний отрывок: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).