Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 19-31
Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 1-6
В сегодняшнем чтении из книги Притч есть один стих весьма примечательный. В русском переводе он звучит так: «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его». А вот теперь давайте послушаем тот же стих по-церковнославянски: «Жена мужественная венец мужу своему, якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная» По-моему, просто восхитительные образы! Давайте поразмышляем о них.
Но для начала послушаем, что говорят святые отцы. «Хорошая, мужественная, сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. Α всего ужаснее то, что, незаметно для окружающих, вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу».
А вот, что говорит церковный писатель Климент Александрийский: «Венцом для жены должен быть муж, а венцом для мужа должен быть брак. Цветы брака суть дети от обоих; с лугов плоти их пожинает Божественный Земледелатель. Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их (Притч. 17:6)»
А теперь — тот же текст на сербском языке: «Вриједна је жена вијенац мужу својему». Вы не поверите, но в сербском языке Вриједности — не что иное, как... ценности! Позволю себе пошутить — самая вредная жена — это просто сокровище — так в Библии сказано!
Но — шутки в сторону. В древних языках — и греческом, и иврите — стоит слово, наиболее корректно переводимое на русский — как «мужественная»: γυνὴ ἀνδρεία στέφανος τῷ ἀνδρὶ αὐτῆς. Как тут не вспомнить присказку: мужчины, женитесь — женщины, мужайтесь!..
Но на самом деле, речь ведь идёт о вещах серьёзных, фундаментальных, которые сегодня выглядят полным анахрнонизмом. Современная масс-культура — позволю продолжить эту библейскую аналогию — буквально «источила изнутри» идеал женской привлекательности, превратив библейскую «мужественную жену» в субтильную, слабую, изнеженную и тщедушную «принцессу на горошине», которая только и способна, что безмерно потреблять чужие блага — но ни пальца не приложить к их появлению. Такая женщина — нежная, хрупкая. Да вот только премудрый Соломон всю эту «хрупкость» описывает как «гниль в костях» у мужчины. Причём главная причина этой «гнилости» — бесстыдство, разнузданность, распущенность. Ещё за много веков до сексуальной революции мудрецы знали, что на противоположном конце материнства и настоящей женственности находятся распутство и изнеженность.
Как же важно — особенно молодым юношам, избирающим свою будущую спутницу — почаще вспоминать эти слова премудрого Соломона, чтобы позарившись исключительно на внешнюю привлекательность не разрушить самих себя!..