Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 31-32, Глава 11, стихи 1-12. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 31-32

Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 1-12

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В начале двухтысячных, по какой-то причине, стали очень модными так называемые правила жизни. И печатные, и электронные издания публиковали списки советов от различных знаменитостей. Так популяризировались якобы успешные правила жизни той или иной звезды. Почему якобы? Да потому что чаще всего списки рекомендаций писались простыми редакторами — не на основании реального опыта, а, как говорится, от ветра головы своея.

Иначе обстоит дело тогда, когда советы исходят от человека, имеющего не просто какой-то богатый жизненный багаж, но сумевшего заповеди Божии и чистую совесть положить в основание своего ежедневного бытия. Вот почему книга Притчей Соломоновых представляет для читателя такую ценность. И прозвучавший отрывок из данного библейского произведения служит тому замечательным подтверждением.

Царь Соломон противопоставляет истинную мудрость греховной глупости. Тут необходимо дать некоторое пояснение. Мудрость, для правителя древнего Израиля, не просто обладание большим массивом знаний, не обширная эрудиция, а знание, находящееся в гармонии с чистой совестью. Глупость же не просто недалёкость, а попытка достичь счастья при помощи греха. Соломон был абсолютно уверен в том, что тот, кто ищет радость в порочных вещах, в конечном счёте, становится жертвой абсолютной глупости. Ведь впереди такого человека ожидает крах всех надежд и планов.

Давайте внимательно посмотрим на некоторые советы царя древнего Израиля. На первый взгляд может показаться, что они проникнуты ветхозаветной, иными словами — приземлённой, логикой. Но на самом деле, при внимательном прочтении становится понятно, что свойственное эпохе до Рождества Христова стремление к материальной выгоде для Соломона меркнет перед стремлением соответствовать возвышенной правде Божией.

Так, например, царь пишет, что «неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему». Обвешивание, как и в целом — торговый обман, могут на первом этапе принести прибыль, но последствия преступления будут печальны. Эта же логика Соломона имеет отношение и к жизненным устремлениям в целом. «Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падёт от нечестия своего». Иногда нам кажется, что лучше слукавить, недоговорить, но ложь опять же до добра не доводит. Рано или поздно всё выяснится. И сиюминутная выгода от лукавства померкнет перед лицом позора.

С точки зрения Соломона, благочестивая жизнь приносит добрые плоды не только отдельно взятому человеку. Стремление исполнять правду Божию оздоравливает и окружающее общество. Вот почему царь пишет — «При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается».

Добродетели и грехи имеют не только духовное, но и социальное измерение. Соблюдение заповедей невозможно без проявления участия к нуждам ближнего. Когда же мы грешим, то вредим не только себе, но наносим урон и находящимся рядом людям. И напрямую, и опосредовано. Грех воровства, например, ведёт к чьим-то убыткам. Это понятно. Но есть и более тонкие вещи. Например, жизнь развратника может искусить других, показаться им приятной и интересной. Вот почему нужно помнить и о том, как наши слова и поступки воспринимаются со стороны. Конечно, не стоит впадать в болезненную мнительность, но и безразлично ко мнению окружающих тоже относиться не стоит.

Завершается сегодняшнее чтение призывом Соломона уважать чужое мнение: «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит». И тут мы возвращаемся к теме правил жизни. Эгоистам и нарциссам свойственно думать, что их жизненный опыт уникален, и одновременно универсален, а потому люди должны во всём с ними соглашаться. Если же у кого-то будет иное мнение по какому-то вопросу, то зацикленный на себе человек ничего кроме презрения выразить не сможет. Тот же, кто стремится жить в соответствии с мудростью Божией, будет всегда помнить следующую вещь. Мы созданы Господом свободными. Потому, если речь не идёт об откровенном грехе, а человек просто проявляет своё мнение, его позицию необходимо уважать. Потому что так поступает Сам Бог!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!