Книга Бытия, Глава 8, стихи 4-21. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 8, стихи 4-21

04 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

05 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

06 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега

07 и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

08 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,

09 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.

10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

12 Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

13 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

15 И сказал [Господь] Бог Ною:

16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;

19 все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Последние слова этого библейского отрывка указывают на то, что после потопа изменилась парадигма отношения Бога к человеку: Бог принял решение больше не «проклинать землю за человека» и не «поражать всего живущего».

Святитель Амвросий Медиоланский предложил такое объяснение произошедшей перемены: «[Бог] покарал человеческий род, однако признал, что кара закона способствует скорее страху и научению, чем изменению естества, которое может измениться в некоторых, но не во всех». Эти слова святителя Амвросия очень проницательны, они показывают прекрасное понимание святителем педагогики и психологии: действительно, человека можно сколько угодно карать и наказывать, но он не изменится, он останется прежним, потому что сами по себе кары и наказания не способны изменить человеческую суть, которая, согласно книге Бытия, определяется тем, что «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Слово «юность» в этом библейском выражении можно понимать двумя разными способами, и оба эти способа отражают реальное положение вещей: помышления сердца человеческого — зло с момента уклонения прародителей во грех, и помышления сердца человеческого — злы со времени его рождения.

Далее в Священном Писании мы находим иное выражение этой мысли книги Бытия, в частности, в книге Экклезиаста есть такие слова: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Фактически дословно эти слова цитирует и Церковь Христова в своём богослужении всякий раз, когда совершает молитвы об усопших. Мысль о том, что помышления сердца человеческого — зло, причём зло неустранимое без изменения естества, представляет собой одну из аксиом библейского взгляда на человека, а потому Бог после потопа начинает действовать иными методами: Он больше не предпринимает попытки изменить человека путём жестоких кар, Он предоставляет возможность изменить само человеческое естество.

Для того, чтобы такая возможность появилась, Богу понадобилось несколько тысячелетий, за это время Он сформировал особый народ, который в конечном итоге увенчался рождением от праведных Иоакима и Анны Пресвятой Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, родившей Спасителя мира Христа. После Христова Воскресения любой человек может не быть больше рабом греха, любой может силой Христовой и содействием Святого Духа победить зло в самом себе, и стать, как о том написал апостол Павел, новым творением (см. 2 Кор.5:17), распявшим «плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!