Книга Бытия, Глава 8, стихи 4-21
Последние слова этого библейского отрывка указывают на то, что после потопа изменилась парадигма отношения Бога к человеку: Бог принял решение больше не «проклинать землю за человека» и не «поражать всего живущего».
Святитель Амвросий Медиоланский предложил такое объяснение произошедшей перемены: «[Бог] покарал человеческий род, однако признал, что кара закона способствует скорее страху и научению, чем изменению естества, которое может измениться в некоторых, но не во всех». Эти слова святителя Амвросия очень проницательны, они показывают прекрасное понимание святителем педагогики и психологии: действительно, человека можно сколько угодно карать и наказывать, но он не изменится, он останется прежним, потому что сами по себе кары и наказания не способны изменить человеческую суть, которая, согласно книге Бытия, определяется тем, что «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Слово «юность» в этом библейском выражении можно понимать двумя разными способами, и оба эти способа отражают реальное положение вещей: помышления сердца человеческого — зло с момента уклонения прародителей во грех, и помышления сердца человеческого — злы со времени его рождения.
Далее в Священном Писании мы находим иное выражение этой мысли книги Бытия, в частности, в книге Экклезиаста есть такие слова: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Фактически дословно эти слова цитирует и Церковь Христова в своём богослужении всякий раз, когда совершает молитвы об усопших. Мысль о том, что помышления сердца человеческого — зло, причём зло неустранимое без изменения естества, представляет собой одну из аксиом библейского взгляда на человека, а потому Бог после потопа начинает действовать иными методами: Он больше не предпринимает попытки изменить человека путём жестоких кар, Он предоставляет возможность изменить само человеческое естество.
Для того, чтобы такая возможность появилась, Богу понадобилось несколько тысячелетий, за это время Он сформировал особый народ, который в конечном итоге увенчался рождением от праведных Иоакима и Анны Пресвятой Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, родившей Спасителя мира Христа. После Христова Воскресения любой человек может не быть больше рабом греха, любой может силой Христовой и содействием Святого Духа победить зло в самом себе, и стать, как о том написал апостол Павел, новым творением (см. 2 Кор.5:17), распявшим «плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).