Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22
Один мой хороший знакомый любит повторять понравившийся ему когда-то афоризм: «Кроме высшего образования нужно иметь хотя бы среднюю сообразительность и, как минимум, начальное воспитание». Автор этого яркого высказывания, к сожалению, неизвестен. Но это не мешает, как кажется, вполне согласиться с прозвучавшим утверждением. Во всяком случае — сегодняшнее чтение из библейской книги Притчей Соломоновых убеждает в том, что знания и нравственность призваны находиться в связи друг с другом.
Царь древнего Израиля Соломон противопоставляет две жизненные позиции, два пути — мудрости и глупости. Причём, мудрость для знаменитого правителя не является синонимом эрудиции в смысле наличия большого массива информации. Мудрый человек — не интернет-поисковик на ножках, а тот, кто, будучи в хорошем смысле любознательным, стремится использовать имеющиеся знания для нравственной и духовной пользы себя и окружающих.
Давайте посмотрим, каким образом ещё проявляет себя логика Соломона? Прежде всего, для царя путь мудрости помогает человеку не находиться в полной зависимости от внешних обстоятельств. Он не становится жертвой обстоятельств, потому что может просчитывать последствия своих поступков, а сами эти поступки просто не могут принести печальных результатов. Ведь целеполагание у мудрого всегда имеет благочестивый характер. Такой человек каждый свой шаг соотносит с заповедями Божиими и совестью. Или, как пишет Соломон: «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан».
Глупый, по мнению царя, преследует мнимую выгоду. На первом этапе, может быть, такая тактика и принесёт приятные результаты. Но данная жизненная траектория похожа на попытку построить дом без фундамента. Пойдут дожди и размоют почву. Затем подует ветер и стены возведённого без нижней опоры дома рухнут. И тот, кто отверг голос совести, кто погнался за сиюминутными бонусами, окажется в ситуации, опять же ярко описанной Соломоном: «Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнётся». Уклонившийся в сторону греха рано или поздно окажется на развалинах жизни, будет в недоумении хлопать глазами, не находя что сказать самому себе в утешение.
Путь мудрости, по мысли правителя, позволяет выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми. Тот, кто желает жить согласно промыслу Божию, не будет никого обижать, задевать, провоцировать. Сложно не согласиться с Соломоном, когда он пишет: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи». Тот, для кого правда Господня находится в приоритете, никогда не позволит себе кого-то унижать. Если же находящийся рядом человек совершит ошибку, мудрый сможет так поправить его, чтобы не обидеть, а помочь исправить промах. Ведь, на самом деле, мы всегда ясно чувствуем и понимаем, чем руководствуется тот, кто нас критикует. Желанием обидеть или действительно помочь стать лучше. Воистину, «уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума».
Завершается сегодняшнее чтение возвышенными и умиротворяющими словами Соломона: «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит». В жизни человека, стремящегося действовать согласно заповедям Божиим, конечно, случаются скорби. Даже Сам Христос Спаситель страдал в течение земного служения и умер распятый на Голгофе. Но муки, приносимые нам этим миром, тем не менее, ничто по сравнению с той бедой, на которую обрекают себя люди, если соглашаются идти путём греха. Никакое внешнее благополучие не может заглушить стоны совести и тоскливую пустоту в душе. Тот же, кто избрал путь мудрости Божией и живёт по заповедям, (даже тогда, когда вокруг бушует шторм невзгод) будет ощущать внутри себя мир и радость.