Книга Бытия, Глава 7, стихи 11-24
Книга Бытия, Глава 8, стихи 1-3
Зачастую Бог Ветхого Завета представляется нам крайне жестоким и мстительным существом: Он изгоняет первых людей из рая, Он наводит на землю потоп и практически полностью уничтожает человечество, Он поражает египетских первенцев, Он повелевает израильтянам не оставлять в живых никого из тех народов, которые населяли Обетованную землю до прихода в неё потомков Иакова. Бог Ветхого Завета делает и многое иное, то, что очень непросто соотнести с образом Бога, который явил Господь Иисус Христос. Из Евангелия мы знаем, что Спаситель никого не уничтожал, Он, напротив, исцелял, воскрешал, прощал, проповедовал любовь и неосуждение, а единственное разрушительное проявление Его божественной силы — проклятие неплодной смоковницы — поражает читателей Евангелия как нечто совершенно не соотносящееся с образом Христа. Поверхностное сопоставление Ветхого и Нового Завета подталкивает к выводу, что в них речь идёт о двух совершенно разных Богах, между Которыми сложно найти что-то общее, кроме их всемогущества.
Если же начать вглядываться в Священное Писание внимательнее, то мы увидим ошибочность такого воззрения, увидим, что у Бога в отношении человечества была некая цель, к которой Он последовательно двигался. Об этой цели несколько таинственно впервые сказано ещё в третьей главе книги Бытия: «И сказал Господь Бог змею: [...] вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:14–15). Христианские авторы видят в этих библейских словах первое пророчество о Человеке, Который поразит диавола в голову, то есть уничтожит его, тогда как диавол сможет нанести Ему лишь физическое ранение, но не сможет победить этого Человека. Конечно же, речь идёт о Христе, на это указывает и упоминание книгой Бытия «семени жены», то есть рождение без мужского участия, так, как и произошло Христово Рождество. Далее в тексте Ветхого Завета пророчества о Христе будут обретать всё более чёткие формы, они станут настолько очевидными, что будет сложно отличить от евангельских слов о Спасителе мира.
Собственно, цель Бога именно в этом и состояла: в спасении человечества во Христе и через Христа. Для достижения этой цели Богу приходилось действовать определённым образом, Он вынужден был ограничивать произвол человеческой воли, потому что такой произвол вёл к исчезновению самой возможности богопочитания, и если бы Бог дал человечеству возможность развиваться естественным путём, то пришествие в мир Спасителя не было бы возможным, соответственно, не было бы возможным и возвращение человека к его первозданному состоянию райского блаженства.