Книга Бытия, Глава 7, стихи 11-24, Глава 8, стихи 1-3. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 7, стихи 11-24

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14 Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,

15 и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

16 и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;

18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.

21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Книга Бытия, Глава 8, стихи 1-3

01 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

02 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

03 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Зачастую Бог Ветхого Завета представляется нам крайне жестоким и мстительным существом: Он изгоняет первых людей из рая, Он наводит на землю потоп и практически полностью уничтожает человечество, Он поражает египетских первенцев, Он повелевает израильтянам не оставлять в живых никого из тех народов, которые населяли Обетованную землю до прихода в неё потомков Иакова. Бог Ветхого Завета делает и многое иное, то, что очень непросто соотнести с образом Бога, который явил Господь Иисус Христос. Из Евангелия мы знаем, что Спаситель никого не уничтожал, Он, напротив, исцелял, воскрешал, прощал, проповедовал любовь и неосуждение, а единственное разрушительное проявление Его божественной силы — проклятие неплодной смоковницы — поражает читателей Евангелия как нечто совершенно не соотносящееся с образом Христа. Поверхностное сопоставление Ветхого и Нового Завета подталкивает к выводу, что в них речь идёт о двух совершенно разных Богах, между Которыми сложно найти что-то общее, кроме их всемогущества.

Если же начать вглядываться в Священное Писание внимательнее, то мы увидим ошибочность такого воззрения, увидим, что у Бога в отношении человечества была некая цель, к которой Он последовательно двигался. Об этой цели несколько таинственно впервые сказано ещё в третьей главе книги Бытия: «И сказал Господь Бог змею: [...] вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:14–15). Христианские авторы видят в этих библейских словах первое пророчество о Человеке, Который поразит диавола в голову, то есть уничтожит его, тогда как диавол сможет нанести Ему лишь физическое ранение, но не сможет победить этого Человека. Конечно же, речь идёт о Христе, на это указывает и упоминание книгой Бытия «семени жены», то есть рождение без мужского участия, так, как и произошло Христово Рождество. Далее в тексте Ветхого Завета пророчества о Христе будут обретать всё более чёткие формы, они станут настолько очевидными, что будет сложно отличить от евангельских слов о Спасителе мира.

Собственно, цель Бога именно в этом и состояла: в спасении человечества во Христе и через Христа. Для достижения этой цели Богу приходилось действовать определённым образом, Он вынужден был ограничивать произвол человеческой воли, потому что такой произвол вёл к исчезновению самой возможности богопочитания, и если бы Бог дал человечеству возможность развиваться естественным путём, то пришествие в мир Спасителя не было бы возможным, соответственно, не было бы возможным и возвращение человека к его первозданному состоянию райского блаженства.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!