Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Бытия, Глава 7, стихи 6-9

06 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

07 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

08 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле

09 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Святитель Иоанн Златоуст в комментарии на первые слова этого библейского отрывка практически умоляет своих слушателей остановиться и внимательно подумать о значении этих слов: «Будьте внимательны, прошу, и не пробегайте этих слов поверхностно». Такой соблазн, действительно, есть, ведь на первый взгляд кажется, что сообщение бытописателя о том, что Ною к моменту наступления потопа было шестьсот лет — это информация исключительно технического характера, необходимая лишь для понимания хронологии развития событий. С одной стороны, это и в самом деле так, а с другой — библейская хронология имеет большое значение не только в жизни Ноя, но и с точки зрения понимания принципов взаимодействия Бога и человека.

Именно на этом и делает акцент в своём комментарии святитель Иоанн Златоуст: он вспоминает, что по сообщению книги Бытия Ною было пятьсот лет (см. Быт. 5:32) в то время, когда Бог увидел, «что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), и тогда же Бог дал повеление Ною начинать строительство ковчега. Не составляет ни малейшего труда посчитать, что строительство заняло у Ноя сто лет. Конечно, из-за гигантской временной пропасти между нами и временем жизни Ноя, особенно с учётом общих лет жизни Ноя, библейские сто лет не кажутся чрезвычайно большим временным отрезком, тогда как это достаточно немалый срок, который был отведён не только Ною для подготовки к сохранению жизни во время потопа, но и всему человечеству для того, чтобы переосмыслить свою жизнь и исправиться. Из самого этого срока — сто лет — можно сделать вывод о том, что Бог, несмотря на принятое Им решение по истреблению развращённого человечества, не спешит реализовывать Свой план, Бог медлит, и надеется на то, что потопа можно будет избежать.

Схожим образом Бог поступает всякий раз, Он не наказывает человека мгновенно, Он ждёт и надеется, предоставляя при этом достаточный срок, чтобы человек мог одуматься и измениться.

Так поступал и Христос, Который всеми возможными способами пытался умягчить сердца Своих современников, пытался помочь им увидеть, что их представления о Боге и Его воле подверглись значительным искажениям и потому оказались далеки от реального положения дел. Но в конце концов Господь произнёс страшные слова в отношении Иерусалима и всей официальной религиозности ветхозаветного Израиля: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38). Эти слова — окончательный приговор, который означает, что Бог принял решение прекратить попытки исправления тех, к кому Он в первую очередь адресовал Свою проповедь: фарисеев, саддукеев и всех тех, кто поставил человеческие измышления выше слов Воплощённого Бога.

Святитель Иоанн Златоуст в комментарии на первые слова этого библейского отрывка практически умоляет своих слушателей остановиться и внимательно подумать о значении этих слов: «Будьте внимательны, прошу, и не пробегайте этих слов поверхностно». Такой соблазн, действительно, есть, ведь на первый взгляд кажется, что сообщение бытописателя о том, что Ною к моменту наступления потопа было шестьсот лет — это информация исключительно технического характера, необходимая лишь для понимания хронологии развития событий. С одной стороны, это и в самом деле так, а с другой — библейская хронология имеет большое значение не только в жизни Ноя, но и с точки зрения понимания принципов взаимодействия Бога и человека.

Именно на этом и делает акцент в своём комментарии святитель Иоанн Златоуст: он вспоминает, что по сообщению книги Бытия Ною было пятьсот лет (см. Быт. 5:32) в то время, когда Бог увидел, «что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), и тогда же Бог дал повеление Ною начинать строительство ковчега. Не составляет ни малейшего труда посчитать, что строительство заняло у Ноя сто лет. Конечно, из-за гигантской временной пропасти между нами и временем жизни Ноя, особенно с учётом общих лет жизни Ноя, библейские сто лет не кажутся чрезвычайно большим временным отрезком, тогда как это достаточно немалый срок, который был отведён не только Ною для подготовки к сохранению жизни во время потопа, но и всему человечеству для того, чтобы переосмыслить свою жизнь и исправиться. Из самого этого срока — сто лет — можно сделать вывод о том, что Бог, несмотря на принятое Им решение по истреблению развращённого человечества, не спешит реализовывать Свой план, Бог медлит, и надеется на то, что потопа можно будет избежать.

Схожим образом Бог поступает всякий раз, Он не наказывает человека мгновенно, Он ждёт и надеется, предоставляя при этом достаточный срок, чтобы человек мог одуматься и измениться.

Так поступал и Христос, Который всеми возможными способами пытался умягчить сердца Своих современников, пытался помочь им увидеть, что их представления о Боге и Его воле подверглись значительным искажениям и потому оказались далеки от реального положения дел. Но в конце концов Господь произнёс страшные слова в отношении Иерусалима и всей официальной религиозности ветхозаветного Израиля: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38). Эти слова — окончательный приговор, который означает, что Бог принял решение прекратить попытки исправления тех, к кому Он в первую очередь адресовал Свою проповедь: фарисеев, саддукеев и всех тех, кто поставил человеческие измышления выше слов Воплощённого Бога.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.