Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36, Глава 9, стихи 1-11. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36

32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.

34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;

36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".

Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 1-11

01 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

02 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;

03 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

04 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:

05 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

06 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

07 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.

08 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

09 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум;

11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Духовная жизнь не сводится исключительного к разного рода ограничениям. Они, безусловно, есть. Но эти ограничения, на самом деле, не более чем инструменты, существующие для того, чтобы человек достиг главного. И согласно православному вероучению верховной целью духовной жизни является спасение, то есть достижение единства с Богом в Его Небесном Царстве.

Об устройстве Царства Божия мы можем говорить в очень и очень приблизительных категориях. Потому что реальность, в которой обитает Бог, превосходит все человеческие представления. Иными словами — любой придуманный нами образ есть только намёк и не более. И всё же. Нам точно известно, что Царство Небесное наполнено светом и радостью. Да — они опять же не имеют аналогов в окружающем нас мире. Но, тем не менее, эти радость и свет есть. Ведь о них так проникновенно говорит в Евангелии Господь Иисус Христос.

Впрочем, и в Ветхом Завете также имеются книги, где речь идёт о Царстве Божием. Это, например, книга Притчей царя Соломона. Здесь Царство Небесное именуется домом Премудрости. Под Премудростью следует понимать, прежде всего, второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа. Необходимо учитывать, что в эпоху Ветхого завета Царство Небесное было для людей недоступно. Рай вернул людям Господь Иисус. А как вы понимаете — дать, подарить или вернуть можно только то, что тебе принадлежит.

Царство Небесное, оно же Рай, это дом Сына Божия, где Он пребывает вместе с Богом Отцом и Святым Духом. Данная реальность представляет собой совершенство. Вот почему царь Соломон пишет, что дом Премудрости опирается на семь столбов. Семь на языке Библии — символ благословлённого Богом возвышенного идеала. Господь создал мир за шесть дней, благословив творение в день седьмой.

Итак, Соломон очень возвышенно говорит о доме Премудрости и от Её лица призывает всех людей прийти к воротам Божественной обители. Здесь мы имеем дело с двойным символом. С одной стороны, подчёркивается, что до прихода Спасителя Царство Небесное для людей недоступно. Можно лишь встать у ворот, неся, по выражению правителя Израиля, «стражу». Иными словами — всячески опасаясь пропустить малейшую весть, исходящую из обители Премудрости.

С другой стороны, ворота в ближневосточном понимании — не просто проход в город, селение. Это место, где происходят наиболее важные встречи, делаются объявления, касающиеся всех жителей. Получается, что да — Рай пока закрыт — но необходимые нормы Божественного закона уже людям даны. Это, в первую очередь, десять заповедей пророка Моисея, на которых, в принципе, основывается универсальная этика. Кроме того, в эпоху Ветхого Завета жили праведники, которые, верно, стояли у ворот дома Премудрости, слушали Её, а затем возвещали волю Божию остальным людям. Речь, прежде всего, о пророках древнего Израиля, призывавших соплеменников отступить от тьмы греха и выбрать свет закона Господня.

Имеет ли образ Соломона значение для нас — тех, кто живёт в новозаветную эпоху? Более чем. Если дом Премудрости великим правителем древности созерцался духовным образом, и подчёркивалось, что, к сожалению, в полной мере пока стать жителем Царства Божия нельзя, но к этому нужно стремиться. То теперь дом Премудрости существует не только на Небе, но и здесь на земле. И это Православная Церковь. В ней каждый человек может найти благодатную поддержку в виде таинств, научиться исполнять евангельский закон и через это достигнуть святости. Потому будем внимать советам великого Соломона, следуя за Премудростью — Христом Господним. И через это обретём настоящую и неизбывную радость. Сначала на земле и затем в Небесном Царствии Божием.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!