Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 1-21
В течение почти десяти веков фактически главным православным храмом мира была церковь святой Софии в Константинополе. Построенный по приказу императора Юстиниана Великого в шестом веке этот величественный собор символизировал собой одновременно красоту христианской веры и могущество восточной Римской империи (Византии).
В этом двуедином стремлении скрывалась причина, почему построенная в дни правления Юстиниана церковь была освящена в честь святой Софии. Не известной мученицы, как может показаться на первый взгляд, а в честь Премудрости Божией. Греческое слово «София» означает мудрость или даже премудрость (то есть мудрость совершенную) в том случае, когда речь идёт о Боге.
Именно о премудрости Господней говорится в прозвучавшем отрывке из книги Притчей Соломоновых. Царь древнего Израиля Соломон больше всего на свете ценил мудрость. Именно её попросил он у Бога, когда восходил на престол правителя. Господь похвалил Соломона за его просьбу и сказал, что вместе с мудростью наделит его силой и богатством. Обещание сбылось. Во время царствования Соломона никто не отваживался воевать с Израильским царством, так как было прекрасно известно — никто и ничто не может победить мудрого царя. Ведь он благословен Премудростью Божией.
Что же представляет собой Премудрость-София? Вернее было бы сформулировать вопрос иначе — Кем она является? Дело в том, что ветхозаветные тексты именуют Премудростью второе лицо Святой Троицы, Господа Иисуса Христа. Пусть не смущает вас, что София — слово женского рода. Например — престольным праздником церкви святой Софии в Константинополе был праздник Рождества Христова — день, когда две тысячи лет назад в лице Господа Иисуса миру во плоти явилась Премудрость Божия. Таким образом, мы имеем дело с древней религиозной интуицией, попыткой описать реальность, которая полностью превосходит все человеческие представления.
Услышанные нами слова царя Соломона необходимо понимать именно с учётом того, что при разговоре о Премудрости речь, на самом деле, пророчески идёт, в первую очередь, о Христе. А также о тех людях, которые служат правде Божией и тем самым подражают Спасителю. Вот почему Премудрость, о которой говорит Соломон, фактически представляет собой живую личность. В лице Иисуса из Назарета Бог говорил с людьми. Он же по-прежнему обращается к человечеству через тех, кто положил в основание своей жизни Евангелие и искреннюю веру.
Соломон пишет, что Премудрость идёт по дорогам, заходит в города, заглядывает в дома. Везде и каждого призывает Она жить по заповедям Божиим и через это лучше узнать саму жизнь, а ещё и своё место в ней. Ведь только в союзе с Богом способен человек максимально раскрыть дарованные ему Господом таланты. Безусловно, логика царя Соломона несёт отпечаток ветхозаветной приземлённости. Правитель древнего Израиля часто подчёркивает значение материальных благ, которые появляются у человека, следующего Премудрости Божией.
В проповеди Иисуса Христа земные ценности отошли на второй план, но их значение не было упразднено. Более того, Спаситель всегда подчёркивал, что тот, кто верно следует правде Евангелия, будет храним Богом и в земном смысле. Поскольку благословение Премудрости выражает себя и в том, что человек в полной мере реализует свои дарования, источником которых является Господь. Вот что имеет в виду библейский автор, говоря от лица Премудрости Божией: «Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю».
Пусть же в дни Великого поста внутри нас возникнет стремление приблизить свои мысли и поступки к идеалам заповедей Божиих, чтобы Премудрость Господня, по-прежнему ищущая тех, кто готов был бы стать её носителями и проповедниками, пришла в нашу жизнь, наполнив её радостью и смыслом.