Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним

37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

История, о которой мы только что услышали, началась в Капернауме. Господь остановился в доме Симона, так звали апостола Петра. Здесь он исцелил его тёщу, которая лежала в горячке, а потом вернул здравие многим бесноватым и больным. На следующий день Спаситель встал рано утром, чтобы уединиться в молитве. Он готовился идти с проповедью по Галилее. В этом уединении Его и находят ученики. Они просят Христа выйти к людям, которые ищут Его. Вчера было много чудес и исцелений. Народ прослышал об этом и начал толпами стекаться в Капернаум. Несмотря на это, Господь удаляется оттуда. Он идёт с проповедью Евангелия по Галилее.

Второй эпизод — исцеление прокажённого человека. Господь исцеляет его через прикосновение и посылает показаться священнику. По древнему закону именно священник должен был подтвердить, что болезнь ушла. Причина этого в том, что прокажённый считался ритуально нечистым, а потому именно священник должен был засвидетельствовать исцеление и допустить человека до участия в богослужении. После исцеления прокажённого мы видим некую странность: Спаситель запрещает ему говорить о чуде.

Что общего между этими двумя эпизодами? И в первом, и во втором случае Господь словно дистанцируется от результата Своих дел. В первой истории есть возможность проявить Себя в Капернауме, но Он уходит из этого города. Во втором случае есть возможность стать более известным благодаря исцелению прокажённого. Однако Христос просит его не распространяться о чуде. Почему? Дело в том, что у окружающих были превратные представления о Мессии. Они видели в Его фигуре в первую очередь выдающегося политического лидера. А потому чрезмерный акцент Господа на Себе мог спровоцировать нежелательные последствия. Люди, увлечённые чудесами, могли провозгласить Христа царём и поднять восстание против Рима. В этом проявилось бы совершенное непонимание миссии Бога. Поэтому Господь, по свидетельству Евангелия от Марка, регулярно уклоняется от всяких почестей. Он запрещает бесам говорить о том, что Он Сын Божий. Не разрешает Своим ученикам разглашать тайну Его мессианства, а тем, кого Он исцелил от болезней, запрещает разглашать о чуде исцеления и просит даже не ходить рядом с Ним. Поэтому Христос часто удаляется от народа и, предавая себя в волю Отца, беседует с Ним наедине, в молитве. Образ Спасителя словно окутан некой тайной и молчанием. Он действует, но желает остаться неизвестным. Ведь сделанное будет, скорее всего, понято превратно. Даже ученики не понимают Его предназначения. Поймут лишь позже: после того, как Его распнут, и Он воскреснет. Поймут после Пятидесятницы, когда Дух Святой откроет им подлинный смысл произошедшего.

Есть в этом большой урок для каждого из нас. Христос говорит в Евангелии: «пусть ваша правая рука не знает, что делает левая». Иными словами, сделал и забыл. Ушёл на дистанцию. Отпустил. Причина проста. Для меня, как для человека духовно нетрезвого, зачастую не полезно акцентироваться на своих добродетельных поступках. Но не только потому, что окружающие могут понять их превратно. А потому, что в первую очередь это даст повод к собственному превозношению, тщеславию, самолюбованию и другим страстишкам. Моя гордость действует так, что какое бы добро я не сотворил, она всегда найдёт способ всё изуродовать. И парадокс в том, что чем грандиознее добродетель, тем больше опасность застрять в своей голове, прокручивая фильмы о том, какой же я замечательный. А потому лучше для меня забыть сделанное, чтобы быстрее перейти к следующему доброму делу. Перейти с таким энтузиазмом, будто ничего я ещё не сделал в этой жизни полезного. Времени осталось мало, а сейчас последняя возможность для того, чтобы хоть немного потрудиться ради окружающих. Так в моей добродетельности будет меньше меня, моей больной самости. А чем её меньше, тем сильнее моими руками действует Бог, чтобы через мою немощь исполнялась Его святая воля.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!