Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24
Все, кто учился в школе, знают, что в России XIX века были среди мыслителей те, кого принято называть западниками и те, кого называли славянофилами. Среди прочего западники известны тем, что призывали к усовершенствованию законов, в то время как славянофилы им отвечали, что закон — это, конечно, хорошо, но, если человек не хочет жить по совести, ему никакие законы не помогут. Он будет стараться обойти даже самый совершенный и подробный закон, потому что не будет помнить о законе внутреннем. В наши дни подобных споров мы не слышим, но о том, как бы усовершенствовать наши законы, думаем постоянно. В нас постепенно утвердилось представление о том, что чем подробнее мы всё распишем, тем будет лучше. Но так ли это на самом деле? С того ли мы начинаем?
Сегодняшнее чтение предлагает нам об этом поразмышлять.
Начинается оно удивительным образом. В первых четырех главах книги Бытия уже было рассказано о первых людях и грехопадении, о первом убийстве и грешных потомках Каина и о том, что потомки Сифа стали призывать имя Господня. Но вот мы читаем пятую главу книги Бытия и возникает ощущение, что вся история начинается заново. После сотворения Адама и Евы у них рождается сын, который становится родоначальником большой семьи ветхозаветных праведников. В их среде зарождается то, что можно было бы назвать религиозной жизнью. При этом интересно, что описывается эта жизнь очень скупо. Например, о Енохе сказано только одно: он ходил перед Богом.
Современным верующим может показаться, что такая религиозная жизнь выглядит очень бедно. Наверное, если бы нам дали задание описать поведение верующего человека, мы описали бы всё гораздо подробнее, упомянули бы множество правил и обрядов, обязанностей и ограничений. Однако ничего подобного о жизни праотца Еноха не говорится. Значит ли это, что она была религиозно беднее? Очевидно, нет. Просто автор книги Бытия говорит о главном. Ведь если в нашей жизни есть это предстояние перед Богом, как перед живой личностью, то есть и стремление к общению с Ним, под которое выстраивается вся остальная жизнь. Если же живой связи нет, можно ввести сколько угодно правил, которые создадут иллюзию организованной жизни, но реальных плодов они приносить не будут. Подобным образом устроена и общественная жизнь. Она, конечно, должна быть регламентирована законами, потому что законы создают общую среду для людей разных традиций. И всё же нравственная жизнь должна начинаться не со сложных законов, но с внутреннего стремления жить по правде.