Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 16-25
Далеко не все христиане понимают, зачем им нужно знакомство с книгами Ветхого Завета. Нам очень часто кажется, что мы, как о том в своё время написал апостол Павел, «освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:6), кажется, что само слово «ветхий» означает меньшую, в сравнении с Новым Заветом, актуальность библейских книг. С одной стороны, это действительно так, а с другой — Господь наш Иисус Христос основывал Свою проповедь на фундаменте библейской истории и словах пророков, именно по этой причине в Новом Завете столь часто встречаются прямые или же скрытые цитаты из пророческих книг, а также аллюзии на библейскую историю с упоминанием её различных персонажей. Вообще, логика речей Спасителя такова, что их полное понимание возможно лишь при условии хорошего знакомства с книгами Ветхого Завета, а сами эти книги представляют своего рода энциклопедию духовной жизни, тогда как Новый Завет — это, скорее, общие выводы, в полной мере понять которые возможно лишь при условии знания базовых основ устроения человеческой души, раскрытых Ветхим Заветом.
Христова проповедь была сосредоточена на возвещении Царства Небесного и освобождении человека от уз греха, смерти и тления. Но такое освобождение подразумевает не только веру в спасительное евангельское слово, но и жизнь в соответствии с установленным Богом законом, и здесь кроется огромное пространство для различного рода ошибок, о которых нас старательно предупреждают ветхозаветные авторы. Иногда такого рода ошибки вполне предсказуемы в силу своей очевидности, а в некоторых случаях — напротив, их довольно сложно предугадать. К примеру, у пророка Исайи мы находим такие слова: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис. 5:21). У этой фразы Исайи есть очевидное прочтение: горе тому, что в силу своего ослепления думает о себе самом, как о человеке мудром и разумном, как о том, кто способен всё понять и всему дать правильную оценку.
На этом можно было бы остановиться, и уже из такого прочтения сделать вывод о необходимости постоянного сомнения в собственных познавательных способностях, став вместе с этим, крайне осторожным в вынесении каких-либо суждений, особенно тех, которые касаются других людей. Но святоотеческие толкования идут дальше, так, святитель Василий Великий видел в словах пророка Исайи обличение тех, кто не делится своей мудростью с другими людьми, сохраняя её лишь для себя одного: «Но можно сказать и о тех, которые действительно имеют дар разумения и ведения, но не сообщают его другим». Святитель Василий мог бы не продолжать свою мысль, но за подтверждением своих слов он обращается к ветхозаветной книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и добавляет цитату из неё: «Скрытая мудрость и утаённое сокровище — какая польза от обоих?» (Сир. 20:30). Вслед за этим святитель Василий предлагает и ещё одно, третье, понимание слов Исайи: «Мудрые и разумные те, которые созданы от Бога таковыми и сознают в себе дар Его, но не в Боге полагают причину своей смышлёности и вменяют её в заслугу себе самим».
Всё это имеет самое непосредственное отношение к духовной жизни человека, узнать же об этих истинах возможно только путём тщательного изучения Священного Писания Ветхого Завета, и, узнав, избежать многих досадных ошибок, дабы ничто не препятствовало восхождению к возвещённому Христом Спасителем Небесному Царству.