Книга пророка Исайи, Глава 4, стихи 2-6
Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 1-7
Большая часть пророчеств Ветхого Завета — это очень печальные тексты, в которых раз за разом повторяется одна и та же мысль: избранный Богом народ не соответствует высоте своего призвания, а потому он будет наказан Богом. Пророки по-разному обыгрывают эту мысль, они через различные образы пытаются объяснить своим адресатам парадигму отношений Бога к Своему избранному народу.
Исайя для этой цели использовал образ виноградника, который был насаждён на вершине плодородного холма, ограждён от посягательств животных и воров, который был с заботой возделан, и предполагалось, что все усилия по устроению такого виноградника приведут к его обильному плодоношению, но почему-то этого не произошло, и вместо сочного винограда хозяин получил лишь «дикие ягоды». Исайя продолжил свою мысль вполне естественным заключением: никакой хозяин не станет и дальше вкладывать свои силы в возделывание столь странного виноградника, хозяин попросту уничтожит его, так как виноградник не оправдал надежд и не принёс ожидаемых плодов. В финале своей речи Исайя раскрывает свою аналогию, и прямо говорит, что «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7). Израильтяне были со всех сторон одарены Богом, но Божии дары они превратили в осуждение себе.
Конечно же, слова Исайи касаются не только израильтян, они имеют отношение к каждому человеку, потому что сам факт нашего бытия — это Божий дар, который подразумевает принесение определённых плодов, тех же самых, которые Бог ожидал от потомков праотца Иакова, — правосудия и праведности. Для того, чтобы проявить себя соответствующим образом, у любого человека есть все возможности точно так же, как таковые возможности были у израильтян, но мы из собственного опыта знаем, что постоянно находится нечто мешающее поступать должным образом.
Если попытаться суммировать это «нечто» и определить его, ориентируясь на печальный опыт израильтян, одним выражением, то этим выражением будет, пожалуй, словосочетание «недостаток веры». Несмотря на все свои священные книги, несмотря на постоянное воспоминание исхода предков из Египта под водительством Бога, израильтянам, как и всякому иному человеку, было трудно увидеть действия Бога в их повседневной жизни, а потому они научились разделять возвышенные истины Священного Писания и обычную человеческую жизнь, что неизбежно приводило к печальному финалу. Но Бог не оставляет человека, и Бог умеет напоминать о том, что сама жизнь заключена в исполнении Его заповедей и ни в чём ином.