Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25, Глава 3, стихи 1-20. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Книга Бытия, Глава 3, стихи 1-20

01 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

02 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

03 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

04 И сказал змей жене: нет, не умрете,

05 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

06 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

07 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

08 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

09 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди множества иных высказываний Христа, Евангелие сохранило для нас и Его высказывания о том, кто может войти в Царство Небесное: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Эти Христовы слова имеют массу различных толкований, которые говорят и о детской простоте, о доверчивости, об отсутствии сознательных грехов, о способности принимать дары без всяких глубокомысленных рассуждений и размышлений о своём достоинстве. Всё это, конечно же, совершенно справедливо, но есть в детях и ещё кое-что, недоступное большинству взрослых: это их умение не видеть грехи других людей. Да, во многом это связано с особенностями детского сознания, но ещё и с тем, что у детей нет опыта личного греха, а именно этот опыт делает для нас очевидными грехи других людей.

Адам и Ева тоже не замечали наготы своих тел, и в этом они были подобны маленьким детям, тем самым детям, о которых говорил Христос.

Для Адама и Евы всё изменилось тогда, когда они получили опыт греха, и книга Бытия ясно показывает, какого рода был этот опыт — он заключался в непослушании Богу. Кажется вполне очевидным, что Бог мог дать и какую-то иную заповедь, очевидным кажется и то, что сами по себе плоды с дерева познания добра и зла не представляют собой чего-то фундаментального значимого, значимым является лишь сам факт непослушания Богу. Из повествования книги Бытия мы видим, что последствия непослушания обнаружились фактически мгновенно: Адам начал скрываться от Бога, он утратил свою первозданную открытость и доверчивость, он стал оправдываться и обвинять во всём Еву, а заодно и Самого Бога, схожим образом начала вести себя и жена Адама. Их поведение нам очень понятно и знакомо, мы все знаем, как происходит перекладывание вины на другого, знаем, как переживается стыд и как страшно кому бы то ни было доверять полностью и без оглядки.

Такое состояние, несмотря на его повсеместность и привычность, неестественно для человека, человек не был сотворён пугливым и недоверчивым, не был он сотворён и тяготеющим к греху. Человек был сотворён свободным и открытым, таким, какими бывают маленькие дети. Христос, через упоминание детей, призвал нас вернуться к первозданному состоянию, потому что только в таком состоянии заключено высшее благо для человека, и без возвращения к тому, что было до грехопадения, невозможно вернуться туда, откуда Бог изгнал Адама и Еву. Христос не только призвал, но и на Своём примере показал, каким образом можно достичь желаемого результата: через абсолютное и безоговорочное доверие Богу, действия и повеления Которого могут нам казаться неправильными, ошибочными или же несправедливыми. Спасителю было крайне непросто принять волю Бога-Отца о Себе Самом, но Он это сделал, и тем самым показал, что такое принятие возможно для любого человека: «И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). А если у любого человека есть внутренняя сила, чтобы принять волю Божию, то это означает, что нет того, кто не мог бы вернуться в первозданное состояние райского блаженства прямого и непосредственного пребывания с Богом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!