Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14
Основой любого сильного и крепкого государства являются мудрые правители. Неслучайно ещё древнегреческий мыслитель Платон в своём трактате «Государство» говорил, что страной должны править философы. Лишь в этом случае можно надеяться на то, что все остальные уровни иерархической системы общества будут в порядке: воины будут храбрые, судьи справедливые, чиновники честные, ремесленники искусные. Да и в целом все граждане будут работать на общее благо как единый слаженный организм. И, напротив, нет мудрости у начальника, всё предприятие постепенно приходит в упадок. Неслучайно говорится, «рыба гниёт с головы». Именно об этом сегодня напоминает пророк Израилю. По его словам, «посох и трость отнимутся от Иуды». В древнем мире именно эти два предмета символизировали подлинную власть. Однако, по словам пророка Исаии, место мудрых правителей займут дети. Речь идёт отнюдь не об их молодости. Но в первую очередь об их неопытности, недальновидности, беспомощности. Подобный инфантилизм монархов закончился для иудейского царства печально. Государство пережило череду жёстких социально-политических кризисов и в конце концов перестало существовать. В 587 году до н.э., Иерусалим был разрушен армией вавилонского царя Навуходоносора. Евреев против их воли отвели в Вавилонский плен.
Не следует думать, что Исаия причину всех бед еврейского народа видит исключительно в их начальниках. Источник бед — духовное невежество всего народа. О всех гражданах Израиля он говорит: «о грехе своём они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло». Из этих слов видно, что всех своих современников, и бедных, и богатых, и чиновников, и простолюдинов Исаия сравнивает с жителями древнего Содома, города, который был уничтожен за противоестественные блудные грехи. Как содомляне, современники Исаии настолько развратились, что перестали грех называть грехом, а беззаконие беззаконием. Жизнь в страстях и пороках стала ими восприниматься как норма. А что-то менять они не собирались, настолько комфортным и привычным был для них этот образ существования. Поэтому инфантильные правители не случайность, не историческое недоразумение. Это закономерное следствие того духовного состояния, в котором находилось всё иудейское общество. «По Сеньке и шапка», — как говорится.
Перед нами важная закономерность духовной жизни. Зачастую мы сами своим духовным состоянием формируем реальность, которая нас окружает. Мир всего лишь возвращает нам то, что мы дали ему. Как говорится, подобное тянется к подобному. Больной человек притягивает к себе больного. Нездоровое общество может рассчитывать лишь на нездорового руководителя. Беда в том, что мы упорно не хотим этого видеть и признавать. Так работает наше больное самолюбие. В моих собственных бедах всегда виноваты будут все, кроме меня. А потому и все свои силы я постоянно трачу на то, чтобы исправить людей, которые меня окружают. Но это бесконечная, причём изначально проигранная война, в которой трачу драгоценные ресурсы своей души. Ведь изменить мир невозможно. Однако всё же одну вещь я изменить в силах. Это вещь — я сам. Если человек начинает идти по этому пути, его ждёт ряд удивительных открытий.
Оказывается, если я концентрируюсь на собственном духовном здоровье, то мне становится неважно, насколько больны те, кто меня окружают. У меня просто нет времени на то, чтобы ставить окружающим диагнозы и стремиться их выздоравливать. Но самое главное: чем чище в результате этой работы над собой становится моя собственная душа, тем больше света и любви я способен отдать окружающим. Тем насыщенней становится атмосфера вокруг. Тем больше тепла, мира и любви я получаю обратно.