Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19

04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Невозможно не заметить, что есть существенная разница в библейском описании творения человека и всех прочих живых существ: если человека Бог создал «из праха земного» и затем «вдунул в лицо его дыхание жизни», то животные, произойдя, как и человек, от земли, не получили от Бога того «дыхания жизни», которого удостоился человек. В этом, с точки зрения Священного Писания, состоит принципиальное отличие человека от любого другого живого существа: с одной стороны, у нас есть та же самая биологическая составляющая, что и у животных, с другой, у нас есть и то, что напрямую связано с Богом.

Эта двойственность человеческой природы естественным образом порождает внутри нас противоречия и конфликты: взятое от земли тело влечёт нас в одну сторону, «дыхание жизни» — в другую, а не обращать внимания на тело или на душу — крайне опасно, ни к чему хорошему такое невнимание привести не может. В случае, если человек решит, что он лишь тело, то он довольно скоро на собственном опыте почувствует совершенную правоту печальных слов Екклесиаста, который сказал, что люди, забывшие о Боге и Его «дыхании жизни», — «лишь скот» (см. Еккл 3:18). Действительно, наше отличие от животного мира вовсе не в том, что мы умнее, сообразительнее и хитрее, а в том, что никакое животное не способно взойти в своей мысли до ощущения присутствия Бога и до поклонения Ему. Вместе с этим и забвение о теле тоже не способно привести ни к чему хорошему, а потому Христос во время Своего земного служения не только проповедовал Царство Небесное, но и проявлял заботу о телесных нуждах человека, Свою проповедь Он направлял на человека в его целостности — и на душу, и на тело. Евангельский пример Христа представляет собой эталон того, каким образом мы должны относиться к самим себе, и если следовать этому эталону, то мы сумеем в полной мере осуществить творческий замысел Бога о нас.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!